Малый бизнес по-взрослому

Пока владельцы крупных российских компаний откладывают IPO, другие россияне готовятся привлечь в США деньги на развитие компаний с капиталом менее $30 000

Кроме Onyx China на сайте SEC есть документы еще трех небольших стартапов с российскими владельцами (см. врез). На российской страничке они соседствуют с «Газпромом», «Голден телекомом» и АФК «Система».

Минуя IPO. 1965 г.

Уоррен Баффетт купил производителя текстиля Berkshire Hathaway (Массачусетс) и интегрировал в нее свою страховую империю

1970 г.

Turner Broadcasting System приобрела почти обанкротившуюся телевещательную Rice Broadcasting (Атланта), образована Turner Communications Corporation

2006 г.

Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) купила небольшую чикагскую систему электронных торгов Archipelago Holdings, в результате чего появилась публичная NYSE Group

Карлики и гиганты

Мы намерены начать бизнес-операции с дистрибуции российского фарфора в Канаде и США оптовым и розничным покупателям. У нас уже есть соглашение с поставщиком – Дулевским фарфоровым заводом, но пока мы не получили никаких доходов и не можем гарантировать, что у нас будет рентабельный бизнес», – так начинается предварительный проспект к размещению акций компании Onyx China, размещенный на сайте американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Компания честно предупреждает и о других рисках: в компании только один сотрудник, россиянин, и он может посвящать управлению компанией лишь 40% своего рабочего времени, в России находится и главный офис компании и все ее активы, так что предъявить к ней претензии гражданам США может оказаться непросто, акции компании, возможно, сложно будет продать, если она в течение года не привлечет дополнительных денег, проект провалится, компания зависит от одного поставщика, может не выдержать конкуренции и проч.

Судя по документам на сайте комиссии, компании собираются поставлять на североамериканский рынок товары из России: фарфоровую посуду, натуральную косметику и ламинат, а Azure International намерена импортировать душевые кабины из Китая. Пока владельцы фирм ведут лишь предварительную работу: переговоры с поставщиком, потенциальными покупателями, создают сайт. Зарегистрированы компании в 2006–2007 гг. в США, в штате Невада, но их офисы и основные активы находятся в России.

Эмитент временно недоступен

Владельцы публичных компаний с капиталом менее $30 000 оказались не слишком доступны. Единственный, до кого корреспондент «Ведомостей» смог дозвониться по указанным в документах на сайте SEC российским телефонам, – основной владелец Azure International Андрей Дешин. Он сказал, что находится в больнице, и отказался обсуждать свой бизнес. При наборе телефонов Nature of Beauty и Bosco Holdings ответ был: «Неправильно набран номер», а по телефону Onyx China основной владелец посредством автоответчика обещал скоро перезвонить, но за несколько дней так и не сделал этого.

Впрочем, спустя несколько дней с Bosco Holdings и Onyx China все же удалось связаться по электронной почте с помощью их американских аудиторов (как и подобает аудиторам, они отказались от каких-либо комментариев относительно бизнеса их клиентов, но вопросы им передали). Сами хозяева обсуждать подробности тоже не стали, сославшись на то, что вся основная информация есть в документах на сайте SEC, а раскрывать дополнительную публичным компаниям запрещено.

С чистого листа

Судя по проспектам, все фирмы собираются привлечь инвесторов, предложив акции на OTC BB – внебиржевой площадке при NASDAQ, сделки на которой заключаются через маркет-мейкеров. Она создана для небольших компаний и в отличие от NASDAQ не предъявляет требований к капиталу компании, числу ее владельцев и т. п.

«Ведомостям» удалось поговорить с консультантом подобных компаний Дмитрием Перфильевым из компании OTC BB Consulting, среди клиентов которого – Azure International.

Пока компания непубличная, инвесторы даже разговаривать с ее владельцами не будут. Если же она, хоть и небольшая, отчитывается перед SEC, найти деньги на ее развитие в США гораздо проще, чем в России, уверяет Перфильев.

То, что все компании зарегистрированы в штате Невада, по его словам, не случайность – там, а также в Делавэре компанию можно зарегистрировать быстро и дешево – за $500–1000. Другие расходы маленькой компании таковы: $10 000–20 000 в год на аудит, если нет активов, и $30 000–40 000 на юридические услуги, говорит консультант.

Указанные компаниями траты еще меньше. Azure International к апрелю 2008 г. потратила $1669, Nature of Beauty к июню 2008 г. – $15 000, а Onyx China за первое полугодие 2008 г. – $19 000. Самая старая из четырех компаний – Bosco на 30 июня «проела» $30 410.

Планируемые затраты выше. В среднем за год компании планируют потратить $10 000–20 000 на маркетинг, $10 000 – на административные расходы и $10 000–15 000 – на процедуры, связанные со сдачей отчетности в SEC.

Дальше компании не загадывают. Даже этих денег ни у одной из них нет, и эмитенты пишут, что надеются на кредиты акционеров или привлечение средств инвесторов за счет продажи новых акций.

Часть издержек можно сократить – например, если написать проспект самому, без привлечения специалистов, говорит Перфильев. Также некоторые консультанты соглашаются на оплату своей работы акциями.

Вероятно, из-за стремления к самостоятельности небольшие компании получают довольно много замечаний от SEC (они тоже размещены на сайте). Например, Bosco Holdings комиссия попросила указать, сколько времени основной владелец сможет уделять бизнесу, учитывая, что он является наемным сотрудником другой компании, а также сообщить, является ли аффилированным лицом Bosco Holdings компания Bossco-Laminate Co., Ltd., указанная в проспекте в качестве поставщика ламината (оказалось, что не является).

На первую версию проспекта пришло несколько страниц замечаний, а всего Bosco правила проспект четыре раза.

Чем завлечь инвестора

Неквалифицированным инвесторам акции мелких компаний покупать не разрешается, они доступны лишь квалифицированным частным и институциональным инвесторам. Фонды для покупки акций небольших компаний в последние годы были созданы при многих крупных инвестбанках, пишет Friedland Capital, готовая помогать небольшим компаниям привлекать средства на развитие. Получение инвестиций таким образом получило название PIPE (Private Investment in Public Equity). На сайте www.dealflowmedia.com много сообщений о сделках с бумагами таких компаний.

В начале сентября путем размещения конвертируемых привилегированных акций привлекла $14,1 млн компания Blue Earth Solutions, производящая оборудование для переработки пенопласта, перед размещением ее активы стоили менее $1 млн. Фирма My Rich Uncle, специализирующаяся на кредитовании студентов, сообщила, что собирается привлечь финансирование в размере $250 млн путем займа или размещения акций. Иначе студентам денег не достанется: неделю назад компании пришлось приостановить кредитование «из-за продолжающегося беспрецедентного разрушения рынков капитала».

Но кого заинтересуют бизнес-идеи россиян?

Bosco Holdings, например, в меморандуме честно пишет, что ее ламинат – это «сравнительно новый строительный материал, изобретенный в Швеции в начале 80-х гг.». Nature of Beauty собирается торговать натуральной российской косметикой под брендами «Чаровница» и «Волшебная», ориентируясь в основном на женщин-эмигранток. Основной владелец Onyx China Дмитрий Лякутин, который намерен торговать фарфором, в ответ на вопрос, чем он собирается завлечь инвесторов, говорит, что посудой занимается уже 10 лет и хорошо знает этот рынок. В этом году контракт с компанией Onyx China не заключался, сказала сотрудница отдела маркетинга Дулевского фарфорового завода Ирина Крутова, хотя фамилия Лякутина ей знакома. Еще она припомнила, что в предыдущие годы несколько компаний закупали небольшие партии фарфора для продажи в Канаде.

Чтобы привлечь финансирование, компания не обязательно должна быть инновационной, уверены собеседники «Ведомостей». «Их не так уж много в общей массе, а обычному бизнесу тоже надо финансироваться, – говорит гендиректор Bosco Holdings Александр Данников. – Конечно, не все компании и инвесторы достигают положительных результатов, так как это рынок ценных бумаг. Но биржа существует как раз не для больших компаний, а для мелких. Их там десятки тысяч, когда как крупных – тысячи». Кредит маленькой компании никто не даст, а инвесторов интересует только доходность, поэтому они готовы вкладываться в любые проекты, вторит Лякутин.

«Если мы договоримся с крупной сетью о закупках, то и мы [Azure International] сможем привлечь миллионы долларов», – уверен Перфильев.

Запасный выход

Из-за спада на мировых финансовых рынках возможностей для привлечения капитала стало значительно меньше, отмечает Георгий Фомичев из консалтинговой компании «Магистр». Впрочем, по его мнению, описываемым компаниям в их нынешнем состоянии это и без кризиса бы не удалось: «Если кто-то попросил бы у вас 50 руб. просто взамен на обещание когда-нибудь вернуть 500 руб., вы бы дали?»

Есть удачные и неудачные примеры размещений, признает Перфильев. В любом случае публичную компанию можно использовать как самостоятельный актив, уверяет он. Она может пригодиться, например, для обратного поглощения (reverse merger / takeover): когда крупная частная компания, желающая стать публичной, покупает небольшую публичную компанию-«оболочку» (см. врез). Для крупной компании это означает выход на биржу с меньшими денежными, а главное – временными издержками. Нельзя исключать, что некоторые маленькие компании изначально выходят на биржу с целью стать «оболочкой», считает юрист Herbert Smith Аллен Ханен. Продать «чистую» компанию с историей можно за несколько десятков, а то и сотен тысяч долларов.