На континентах: Царство роскоши

Жак Гарсия – один из самых популярных декораторов-отельеров. Именно ему доверили рестайлинг La Mamounia в Марракеше, служившего декорацией к фильмам Хичкока. Нынешний гениальный проект мастера – имение Champ de Bataille в Нормандии

Я только что побывал в Аду. Как мне удалось благополучно выбраться обратно? Очень просто. Ад – это часть сада, входящего в один из самых грандиозных частных проектов ландшафтной архитектуры. Есть здесь и Рай – для поддержания баланса между добром и злом. Но увиденные мною Ад и Рай – лишь крупица поистине наполеоновских планов собственника участка. Попав на эту территорию площадью 30 га в самом сердце Нормандии, я попросту растерялся, не зная, куда идти. Да уж, на фоне этих поистине колоссальных угодий Олнвикский сад герцогини Нортумберлендской кажется неумело засаженным дачным огородом.

Новый владелец исторического замка Champ de Bataille француз Жак Гарсиа не сторонник строгого, сдержанного стиля. Внук пекаря, он стал одним из самых знаменитых дизайнеров по интерьеру. На счету Гарсиа множество проектов – от причудливого убранства знаменитой чайной комнаты Laduree в Париже до частной резиденции султана Брунея на Вандомской площади.

«Я за излишество, – заявляет Гарсиа на страницах массивного фолианта, полностью посвященного его творчеству. – Более того, я даже пропагандирую излишество. Всем выдающимся оформительским проектам так или иначе присуща некоторая вычурность. Именно это и выделяет их среди прочих».

Действительно, именно вычурность отличает гениальные проекты от «скромной посредственности», создаваемой садоводами моего круга. Впрочем, они также придерживаются своих незыблемых принципов. Увидев плоды трудов Жака Гарсиа в его замке, я начал склоняться к мнению, что в чем-то он, возможно, и прав. Champ de Bataille – идеальное место для воплощения в жизнь идеи «антипосредственности», которую так пылко отстаивает Гарсиа. Эти угодья и роскошный особняк дворцового типа относятся к 50-м гг. XVII в. Именно в те времена их владелец Александр де Креки был выслан из Парижа и отлучен от двора Людовика XIV, известного как «король-солнце». Опальному дворянину было запрещено покидать дом и прилегающую к нему территорию. Вынужденный держаться в тени, де Креки решил создать огромный парк и дворец, достойный стать местом ссылки самого короля.

В 1992 г. имение перешло в руки не менее дерзкого и изобретательного фантазера. Жак Гарсиа заглядывался на парк, будучи еще маленьким мальчиком – во время прогулок с отцом. С тех пор в душе Жака поселилась заветная мечта – в один прекрасный день стать владельцем поместья. И вот, когда ему слегка перевалило за 60, детская мечта сбылась. Сейчас многочисленные комнаты замка (или шато) оформлены в характерном постверсальском стиле, отражающем яркую индивидуальность хозяина. Он живет в доме вместе с матерью, а ландшафты разрабатывает совместно с недавно нанятым главным садовником Патриком Поттье.

Надо обладать недюжинной смелостью и эксцентричностью, чтобы начать брошюру, посвященную собственному дому, словами восхищенного посетителя из давно ушедших аристократических времен: «Это царство роскоши. Декор здесь является подтверждением общего величия». Глядя на первую террасу, где недавно были завершены ландшафтные работы, прекрасно понимаешь смысл этих слов. Она выдержана в египетском стиле. Я вижу сфинксов с внушительным бюстом, выполненных из огромных блоков тисового дерева (блоки были изготовлены специально под проект). Между ними двойная аллея из пальм высотой под 10 м.

«А как себя чувствуют пальмы холодной нормандской зимой?» – спросил я у своего провожатого, садовника Поттье. «Просто замечательно, – ответил он. – У корней каждой пальмы есть электрическая розетка». На зиму специально подготовленные садовники (примерно человек 10) обматывают электрический кабель вокруг стволов теплолюбивых деревьев, дабы согревать их в мороз. Уже взрослыми пальмы были привезены из Испании. Деревья вряд ли подозревали об электрифицированном будущем, уготованном им в этом нормандском отголоске постнаполеоновской египтомании. Пожалуй, в свете здешних счетов за отопление всем известный вопрос о том, как лучше потратить деньги, приобретает абсолютно новое измерение.

Не явились исключением из общего правила и следующие 15 участков сада, которые предстали перед моим изумленным взором впоследствии. А я-то уж было подумал, что только что увидел единственную и неповторимую местную достопримечательность!.. Патрик Поттье не без гордости продемонстрировал мне Сад Аполлона и Сад Дианы – обширные пространства, обнесенные стеной. Территорию садов оживляют длинные узкие оранжереи, выполненные в одинаковом стиле вольеры с фазанами и хищными птицами, а также причудливо оформленные глиняные горшки с огромными агавами – их листья стального цвета отливают синевой. Вот ряды безупречно ухоженного маиса, а вот декоративные овощи на декоративных грядках. На крыше расположенных друг напротив друга бельведеров – коктейльные комнаты. Большие садовые горшки увиты плющом – не без некоторого шика. Не стоит забывать (как предусмотрительно напомнил мне Поттье), что в пышных садах версальской эпохи щедро использовались позолота и яркие краски. Тут я невольно отметил, как удачно нежно-коричневый оттенок его пуловера сочетается с окрасом шерсти сопровождающего нас лабрадора.

Названия садов в поместье Жака Гарсиа отнюдь не случайно перекликаются с названиями садов, благоустройством которых занимался величайший садовник «короля-солнце» Андре ле Нотр – в те времена, когда поместье Champ de Bataille было только что построено. При этом Гарсиа намеренно – и, с моей точки зрения, справедливо – отказался от идеи «аутентичной» исторической реставрации убранства XVII в. То, что было к месту тогда, оказалось бы совсем неуместным сейчас – в абсолютно ином социальном контексте и после стольких веков смешения стилей.

«А почему оранжереи такие узкие?» – решил полюбопытствовать я. «Le style Anglais – английский стиль», – невозмутимо ответил Поттье. Мне ничего не оставалось, как промолчать. Вскоре я и вовсе лишился дара речи: широкая тропа вывела нас в Сад Леды. 200 античных римских мраморных колонн и пилястров из выветренного кирпича. Настоящий римский саркофаг. Идеальная копия римского храма Леды, увенчанная куполом. Изящных пропорций водоем с кристально чистой водой. Если верить мифам Древней Греции, то Леда предавалась любовным утехам с лебедем (в которого превратился изобретательный Зевс). Плодом такой любви стала Елена Прекрасная. В здешнем водоеме не один, а целых два лебедя. Причем черных. Видимо, как напоминание о непристойном поведении древних богов.

На протяжении двух недель, предшествующих моему визиту, я писал статью об императоре Адриане, его любовнике мужского пола и его роскошной вилле, выполненной в эклектичном стиле подражания классике. И вот прямо передо мной на севере современной Франции малоизвестный ландшафтный сад, построенный за последние 10 лет, преисполненный классической символики, а главное – ни в чем не уступающий знаменитым садам Адриана.

На склонах водоема раскинулись идеально ухоженные виноградники. Это «воспоминания о золотых временах Гомера», как поспешил сообщить мне Патрик Поттье. Между ними аккуратно посаженные на равном расстоянии друг от друга цветут современные розы – все как одна нежного розовато-белого цвета. Форма бутонов просто безупречна. Старший садовник объяснил мне, что это роза «Андре ле Нотр» – своеобразная дань мастеру прошлых веков, который, вполне возможно, приложил руку к первому проекту ландшафтного оформления Champ de Bataille.

«Я – один из последних хранителей Величественного Стиля», – пишет о себе Жак Гарсиа. Что ж, он абсолютно точно один из последних людей, скупивших римские и византийские колонны в таком количестве, что ими до отказа можно заполнить целое грузовое судно, не говоря уже об элементах храма, напомнившего мне лучшие образцы архитектуры Сирии и Ливана. «Откуда все это?» – поинтересовался я. «Из Средиземноморского региона», – последовал исчерпывающий ответ. Двое садовников возвели эти сооружения, включая их кирпичных «компаньонов», в количестве 200 штук всего за каких-то два месяца. Надо отметить, что они довольно органично вписались в ландшафт Сада Леды. Единственное, чего здесь явно не хватает, – это сорняков.

Вы спросите, не затерялся ли здесь случайно древний амфитеатр? И будете правы... Вот он: живописный Эфесский театр со сломанным фронтоном в стиле барокко – совсем как аналогичная греко-римская постройка в Турции. Тут вас, возможно, посетит очередная догадка: «Не иначе и лабиринт там есть!» Естественно. И еще множество запутанных ходов, обрамленных вечнозелеными растениями. Постепенно мое недоверие и сомнения стали исчезать, и я поддался своеобразному очарованию местного ландшафта: чтобы органично вписываться в обширную равнинную территорию вокруг невысокого замка, он должен быть действительно грандиозным. Пожалуй, меня в конце концов убедили в гениальности проекта.

Спустившись по ступеням, мы оказываемся у водоема, склоны которого обрамлены расположенными крест-накрест тисовыми контрфорсами. Перед нами огромный каскад, в любой момент готовый извергнуть потоки воды по крутой дуге вниз – стоит лишь повернуть выключатель. Русло каскада покрыто позолотой. В нем «плещутся» десятки высеченных из камня дельфинов, тоже частично позолоченных. Далее – на полмили вперед – протирается Гранд-канал. Самый лучший вид на него открывается со 2-го этажа главного здания.

Во времена недавнего финансового бума все как один начали обустраивать свои участки – утрамбовывать насыпи из гравия и обрамлять их специальным ровно постриженным кустарником. Такие проекты появлялись тысячами. Известный ирландский садовод Хеллен Диллон как-то заметила, что все это чем-то ужасно напоминает ей доперестроечную Россию. Но все они не идут ни в какое сравнение с революционным французским декоратором, купившим дом своей мечты и решительно бросившим вызов посредственности.

Состоятельные жители Нормандии, которых обставил внук пекаря, не устают перемывать ему кости. Они уверены, что это все самореклама и, когда проект наконец-то будет завершен, Гарсиа вздохнет с облегчением и спокойно вернется в Париж. А у одного степенного господина благородных кровей на этот счет даже есть целая теория, которой он не преминул поделиться. Оказывается, если человек испытывает недостаток любви и закрыт от нее, то поневоле ищет какую-то отдушину, а найти ее можно лишь в садоводстве и оформлении интерьера.

На мой взгляд, дела обстоят с точностью до наоборот. Полагаю, что творческий гений, стоящий за Champ de Bataille, удовлетворенно улыбается, глядя на свое творение, в которое вложено столько любви. Ландшафтное оформление такой грандиозной территории не должно уступать ей в величии.

Я искренне поддерживаю идею Жака Гарсиа взять за основу историческую тематику, придав ей новое, полное символизма звучание. Чувство стиля не изменяет настоящему мастеру дизайна, когда он решает обратить свой взор изнутри наружу. Опасаясь переизбытка впечатлений, я решил отказаться от знакомства с внутренним убранством шато. Снаружи вовсю кипело строительство индийского сада Могол, пышно украшенного драгоценными камнями – под стать павлиньему оперению. На очереди английский сад. Интересно, по какую сторону границы между Раем и Адом разместит его изобретательный Гарсиа?