Страховые дискаунтеры

На страховом рынке зреет революция. Компании одна за другой отказываются от услуг страховых агентов и продают полисы по телефону и через интернет-сайт. Получается дешевле

На столичных улицах, радио и телевидении все чаще стала появляться реклама, предлагающая автовладельцам приобрести страховые полисы на 10%, 20%, а то и 30% дешевле, чем у большинства страховщиков на рынке. Такую щедрость рекламодатели объясняют особенностью выбранной ими модели, именуемой «прямое страхование» (direct insurance). Ее суть заключается в том, что страховщик не тратится на вознаграждение агентам, а сам продает продукты, в том числе по телефону или через интернет.

Новые технологии

Direct insurance – довольно молодое по меркам страхового дела направление. Первая компания, сделавшая ставку на продажу полисов по телефону, Direct Line, была основана в 1985 г. в Великобритании Royal Bank of Scotland. По словам президента «Ренессанс страхования» Бориса Йордана, доля direct insurance в совокупной премии британских страховщиков от населения в 2006 г. составила 46%.

На российском рынке как минимум пять проектов анонсировали продажу страховок с помощью интернет-сайта и операторов колл-центра без агентов и прочих посредников. Пока речь идет исключительно об автостраховании. Это «Прямое страхование» (входит в Столичную страховую группу), «Интач страхование» (проект Intouch Insurance Group и ЕБРР), «Контакт-страхование» (совместный проект инвестфондов «Генезис капитал» и Russia Partners), «Ренессанс Direct» (проект «Ренессанс страхования») и «КИТ финанс страхование», «дочка» банка «КИТ финанс». Первые четыре уже ведут операции, последняя начнет продажи в конце сентября.

Деятельность прямых страховщиков чем-то похожа на работу интернет-магазинов, авиалайнеров-дискаунтеров – словом, тех, кто атакует традиционных продавцов, конкурируя с ними за счет более низких тарифов, рассказывает президент «КИТ финанс страхования» Андрей Мельников. А среди преимуществ таких компаний он называет способность быстрее реагировать на желания клиентов, оперативно корректируя тарифы и добавляя новые опции.

Стартовый капитал

Заявленные объемы инвестиций на проекты по прямому страхованию отличаются в разы. Так, «Прямое страхование» получило более $20 млн, «Интач страхование» рассчитывает более чем на $100 млн, «Контакт-страхованию» выделено $40 млн на три года, а «КИТ финанс страхованию» – $60 млн на четыре года.

«Ренессанс», говорит Йордан, потратит на масштабную осеннюю кампанию (все федеральные каналы, радио, интернет и наружка) $4 млн. Затраты «Контакт-страхования» в первый год работы схожи: по словам гендиректора компании Егора Волкова, $3–5 млн.

Такие страховщики рады не каждому клиенту. Сейчас они работают только в сегменте автострахования, прежде всего каско, где, в отличие от ОСАГО, государство не регулирует тарифы. «Прямое страхование» принимает на страхование автомобили, зарегистрированные только в Москве и Подмосковье, указано на сайте компании. Есть ограничения и по возрасту машины: авто российского производства не должны быть старше шести лет, а иномарки – не старше восьми. Клиенты компании должны быть гражданами России, не моложе 25 и не старше 70 лет, иметь не менее четырех лет водительского стажа, а также не попадать в аварии более одного раза за последние два года. Но в результате полис обойдется на 30–40% дешевле, чем у традиционных компаний, обещает гендиректор «Прямого страхования» Сергей Маршев. Авто старше семи лет «КИТ финанс страхование» на страхование не принимает, уточняет Мельников. Если стаж вождения и возраст водителя малы, будут применяться повышающие коэффициенты и полис обойдется дороже – стандартная процедура не только direct-компаний, но и традиционных страховщиков.

«Контакт-страхование» обещает, что его полисы будут «на треть дешевле», а «Интач страхование» – на 20%. По словам Волкова, например, если в среднем по рынку цена полиса каско на Nissan Qashqai колеблется между 5% и 9% от страховой суммы, тариф «Контакт-страхования» – около 4%. Тарифы страховщиков представлены в таблице на этой странице (допущены к управлению три водителя 25–27 лет со стажем вождения год, два года и пять лет). В большинстве случаев схема прямого страхования оказывается выгоднее.

Смычка с сетью

«Мы стратеги, а они финансовые инвесторы», – отзывается Йордан о других участниках российского рынка прямого страхования. Эти проекты занимаются только прямым страхованием, а «Ренессанс Direct» – отдельная история в рамках универсального страховщика, а потому может использовать преимущества «Ренессанса»: опыт работы на рынке, известный бренд, капитал акционеров, сеть страховой компании, уточняет Йордан. Значимость онлайн-проекта он подчеркивает назначением на пост руководителя «Ренессанс Direct» Пола Бакстера, еще недавно возглавлявшего дивизион по автострахованию в компании Direct Line (сборы – 1 млрд фунтов), а до этого руководившего страховым подразделением в компании Tesco Personal Finance.

На сеть материнского банка рассчитывает и «КИТ финанс страхование», которая также будет заниматься и обслуживанием корпоративных клиентов компании «Класс» (прежнее название страховой «дочки» банка «КИТ финанс»), отмечает Мельников. Его компания ставит на три основных продукта: ОСАГО, полное каско и неполное каско – полисы страхования от угона без покрытия риска «ущерб», но с включением катастрофических событий, риска пожара например. За дополнительную плату клиент сможет выбрать ряд экстраопций: сбор справок, страхование от несчастного случая, дополнительное покрытие по ОСАГО и др. В дальнейшем линейка пополнится продуктами страхования имущества, страхования путешественников и т. д. Но 10 городами-миллионниками «КИТ финанс страхование» может и ограничиться. «Идти глубже в регионы нет смысла», – говорит Мельников. А вот тарифы на автострахование будут зависеть от вариантов урегулирования страхового случая: клиент сможет ремонтировать машину там, где пожелает сам (самый дорогой способ), выбрать ремонт у официального дилера, к которому его направит страховщик, и, наконец, ремонт у неофициального дилера или получение страховки наличными по тарифам этого дилера (самый дешевый вариант).

Пока другие direct-страховщики строят планы по развитию сети региональной, классические страховщики наращивают присутствие в интернете. Так, в 2007 г. продажи «Росно» через интернет принесли около 2% всех сборов. При том что число пользователей интернет-магазина страховщика возросло почти на треть до 15 000 человек по двум десяткам продуктов. Информацию отдельно по каско в «Росно» предоставить не смогли.

Этап зрелости

Все компании, работающие по модели direct insurance, в 2008 г. продадут автостраховок примерно на $30 млн, прогнозирует Мельников. Полисы на эту сумму через интернет и телефон Йордан планирует продать уже в следующем году, а с начала года прямые продажи его компании составили $2 млн. По данным Росстрахнадзора, сборы компании «Энергополис» (прежнее название «Интач») в первом полугодии – 43,3 млн руб. Компания не раскрыла, сколько премии собрала с момента начала работы, а также не уточнила, сколько пришлось на каско, сколько на ОСАГО.

Именно от объема сборов зависит капитализация компании, причем готовые проекты по прямому страхованию можно оценить примерно с такими же мультипликаторами, которые применяются к традиционным автостраховщикам, говорит аналитик «Эксперт РА» Павел Самиев. Правда, с учетом того, что расходы direct-страховщиков ниже, а рентабельность выше, они обычно дороже аналогичного размера классических компаний на 10–30%. Крупные федеральные компании с уклоном в автострахование в портфеле сейчас оцениваются в 1,5–1,8 годового объема собираемой премии, сказал Самиев.

В 2016 г., по расчетам Мельникова, доля проданных напрямую полисов составит 10% от общего объема рынка страхования автомобилей физлиц – $25–30 млрд. Волков полагает, что доля direct-продаж будет колебаться от 10% до 30% всего страхового рынка. Маршев надеется на 30–40%.

Прямые страховщики не составят конкуренцию «классикам» и в среднесрочной перспективе, парирует председатель совета директоров Страхового дома ВСК Сергей Цикалюк: «По нашим прогнозам, к 2010 г. лишь около 5% договоров страхования может заключаться через интернет».