Вектор


От каналов к клиентам

Непорочный «Аэрофлот»

Телекоммуникационный оператор «Старт телеком», основанный в 2004 г. бывшими топ-менеджерами «РТК-лизинга», в первом полугодии 2008 г. резко улучшил финансовые показатели. Его выручка по РСБУ утроилась по сравнению с показателем годичной давности (853,8 млн руб.), EBITDA увеличилась более чем в 10 раз (315,3 млн руб.), а чистая прибыль составила 160,7 млн руб. против чистого убытка 21,1 млн руб. годом ранее. Причина роста – концентрация на развитии магистральной сети, объясняет «Старт телеком». За четыре года компания построила каналы протяженностью около 10 000 км и теперь сдает их в аренду другим операторам.

Выходя на рынок, «Старт телеком» обещал развивать беспроводной интернет-доступ по технологии WiMax. Но оборудование для строительства массовых WiMax-сетей появилось лишь недавно, поэтому до сих пор оператор строил магистральные каналы (обеспечили 34% выручки за январь – июнь 2008 г.) и оказывал услуги корпоративным клиентам. Эффективность такого пути доказал, например, «Транстелеком». Созданный в 1997 г., он 10 лет специализировался на услугах для других операторов и корпораций и лишь в июне 2008 г. вышел на массовый рынок.

Меж двух нацбанков

В августе нацбанк Азербайджана (НБА) упрекнул системы денежных переводов в том, что они работали в регионах республики через компании, не обладающие лицензией нацбанка. Сами регионы не назывались, но речь шла о работе в Нагорном Карабахе, говорил азербайджанский банкир. Предупреждениям НБА не вняли Western Union и Moneygram, поэтому нацбанк запретил местным банкам работать с этими системами. Вскоре после переговоров с руководством систем запрет, действовавший две недели, был снят. Но в ответ ЦБ Армении запретил местным банкам участвовать в системе Western Union.

Поддерживать рабочие отношения с двумя противостоящими нацбанками приходится не только системам денежных переводов. Гендиректор «ВТБ (Армения)» Валерий Овсянников 8 сентября объявил, что до конца года будет закрыт филиал банка в Степанакерте, административном центре Нагорного Карабаха. «Здесь нет политической подоплеки», – сказал банкир информагентству APKA.

НБА поспешил приветствовать такое решение. «В октябре, как ожидается, они [ВТБ] дадут полную информацию о закрытии отделения на оккупированных территориях Азербайджана, и мы сможем принять решение о покупке банком азербайджанского банка», – передало слова агентство Regnum слова предправления НБА Эльмана Рустамова. Сделай так ВТБ раньше, ему, возможно, не пришлось бы так долго ждать – о том, что ходатайство о покупке азербайджанского «АФ банка» подано в НБА, президент ВТБ Андрей Костин говорил еще в июле 2007 г.

Пересмотреть позицию

Бывший чиновник Вячеслав Кравченко оказался по ту сторону баррикад. На прошлой неделе бывший руководитель департамента электроэнергетики расформированного Минпромэнерго был назначен гендиректором «дочки» «Роснефти» – «РН-энерго» (объединяет энергоактивы нефтяной компании). Теперь ему придется отстаивать интересы нефтяной компании, в том числе в споре с правопреемниками РАО «ЕЭС России» – ФСК и «Русгидро» по консолидации ТГК-11, МРСК Сибири и МРСК Юга. Тем более что первоочередной задачей для себя в «РН-энерго» он вчера в беседе с «Ведомостями» назвал завершение в 2009 г. консолидации энергоактивов «Роснефти». В ранге чиновника Кравченко, естественно, был на стороне энергетиков. Он даже лично участвовал в переговорах с нефтяниками. Теперь же, по всей видимости, ему придется отвечать на ранее заданные, получается, самому себе вопросы. Вчера свою позицию по этим вопросам Кравченко комментировать не стал.

В ближайшее время пройдут советы директоров «Аэрофлот-норд» (у «Аэрофлота» – 51% ее акций) и «Аэрофлот Дон» (100%), на которых планируется рассмотреть вопрос их переименования, рассказал заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. Учитывая, что в обеих компаниях у национального перевозчика большие пакеты, нет сомнений в том, что они лишатся бренда «мамы». Именно защитой репутации топ-менеджеры «Аэрофлота» и объясняют свою позицию. Последняя авиакатастрофа «Аэрофлота» была в марте 1994 г. (крушение под Междуреченском потерпел А310 рейса Москва – Гонконг). В 2007 г. уровень безопасности полетов «Аэрофлота» составил 99,977%. О новых именах для «дочек» материнская компания еще не думала, говорит Кошляков. Да и вряд ли процедура по отзыву торговой марки будет быстрой – не менее шести месяцев. Стремление «Аэрофлота» защитить свой бренд в интересах пассажиров похоже на отказ от них. Причем в самый тяжелый момент.