Советы консультанта: Ответить за драйвер


Изменение оргструктуры вновь на повестке дня организаций. У многих собственников и топ-менеджеров возникает вопрос – а что такое «эффективная структура»? Возможна такая логика: эффективная структура – та, что позволяет персонифицировать ответственность за ключевые драйверы стоимости компании.

Несколько примеров. Компания производит и реализует три группы продуктов – допустим, соки, безалкогольные напитки и замороженные полуфабрикаты. Исторически компания была монопродуктовой, а потом добавили второй и третий продукты. Между продуктами есть синергия в дистрибуции, но в целом рынки разные. Соответственно, драйверов стоимости уже три. А отвечают за каждый из них по-прежнему все функциональные директора коллективно, так как функциональная структура осталась. При этом персональную ответственность несет только генеральный директор. Когда по одному драйверу показатели просели (оборот по сокам вырос ниже роста рынка), а по другим все в порядке (замороженные полуфабрикаты растут на 50% в год), вычленить и разобраться в проблемной зоне почти невозможно. Вопрос «кто виноват?» остается без ответа.

Или еще пример. Руководство компании по производству мебели делает ставку на быстрый вывод новых продуктов на рынок. Таким образом, ключевой драйвер – инновации. Однако в оргструктуре он не обособлен: часть инноваций (технологии, производство) – в одних подразделениях, а часть (ассортимент, дизайн) – в других. В результате за ключевые нормативы и показатели в области инноваций нет персональной ответственности, стратегические цели не персонализированы.

Подобные ситуации часто возникают в компаниях, собственники которых с огромной скоростью инвестируют средства в новые проекты: проекты регионального развития, выход компаний в СНГ и Восточную Европу, запуск новых технологий, развитие новых каналов сбыта... Идей много, число приоритетов постоянно растет. Если ключевые драйверы стоимости (суть стратегии) не определены, структура не понимает, что поддерживать. Она пыжится, стараясь поддерживать все понемногу, разрастается, теряет эффективность. Иными словами, формула эффективности оргструктуры сводится к следующему. Для начала надо выявить ключевые драйверы роста стоимости компании (это стратегия). Второе – выбрать такую модель структуры, которая позволит персонализировать ответственность за драйверы. Идеальная оргструктура недостижима, а значит, смысл в том, что надо хотеть достичь ее не тотально, а конкретно по драйверам. В противном случае ее построение превращается в бесконечное манипулирование кубиками, стрелочками и ответственностью. Как говорится, если слепой ведет слепого, оба упадут в яму.