Доктор-менеджер

Более половины россиян, опрошенных исследовательским центром SuperJob.ru, считают, что управленческие навыки докторам ни к чему. Предложите им еще в хоре попеть, заметил один респондент

Медицина – это служение, это не бизнес, – настаивает Максим Осипов, врач-кардиолог, учредитель Общества помощи Тарусской больнице. – Священство, литература, наука – это тоже не бизнес». Его фонд собрал от спонсоров деньги, которых хватило, чтобы оснастить больницу в Тарусе новейшей медицинской техникой и создать при ней межрайонное кардиологическое отделение. Кажется, чтобы всего этого добиться (а потом еще и отстоять отделение в борьбе с местной администрацией), врачу нужно обладать качествами первоклассного менеджера. Ничего подобного, считает Осипов (в свое время, кстати говоря, прошедший стажировку в США). «Кардиолог должен знать, как лечить гипертонию, пороки сердца, сердечную недостаточность...» – категоричен он.

Меньше врачей

Но есть другая точка зрения, и руководители медицинских центров мало-помалу учатся управлять бизнесом. Эксперты из консалтинговых компаний рассказывают, что посещать тренинги первыми принялись фармацевты. «У нас есть свой рейтинг, включающий 20 индустрий, – рассказывает Павел Безручко, гендиректор «Экопси консалтинга». – По числу клиентов в нем фармацевтика стоит на 6-м месте, а по финансовому обороту услуг – на 10-м». Фармацевты чаще всего заказывают тренинги по темам «Менеджер-наставник», «Менеджмент ключевых клиентов», «Управление торговыми представителями». Нередки запросы на создание и оценку компетенций – в основном для менеджеров среднего звена, добавляет он.

В медицинский бизнес все меньше приходит врачей, делится наблюдениями Безручко: «Я сам до 2001 г. работал в фармкомпании. В то время у большинства менеджеров в этом бизнесе было медицинское образование. Сейчас мы наблюдаем обратную тенденцию». Причин как минимум две, считает эксперт: во-первых, сказывается кадровый голод, во-вторых, компании осознают, что объяснить человеку без специального образования специфику продукта легче, чем научить врача экономике, менеджменту или логистике.

Больше менеджеров

По словам Павла Иванушко, гендиректора страховой компании «Отечество», корпоративные клиенты часто выражают недовольство очередями в поликлиниках. К врачу должны применяться те же требования, что и к обычному менеджеру, убеждена владелица и врач московской стоматологической клиники, попросившая не называть ее фамилию в печати: «Хороший доктор – это человек, который прежде всего умеет правильно распределить время. Известно, например, что пациент на седьмой минуте ожидания начинает нервничать, и, если продержать его в коридоре еще немного, он попросту уйдет».

«Медучреждения должны находиться в частной собственности», – считает совладелец петербургского санатория «Дюны» (выручка от этого предприятия растет ежегодно на 20%), двух клиник и туристической компании Сергей Спицын. Просто купить медицинский бизнес из-за дороговизны оборудования сегодня сложно, средняя окупаемость таких проектов – 7–10 лет, развивает мысль он: «Нужно идти по пути передачи основных фондов и зданий эффективному менеджменту в аренду, договорившись о нескольких «но» – о невозможности изменения основного профиля клиники и о предоставлении медуслуг по дисконтным ценам определенным слоям населения».

Еще одна проблема медицинского менеджмента, продолжает Иванушко, – то, что практически в 90% московских клиник вся информация о пациентах – амбулаторные карты, истории болезней, анализы – хранится на бумаге: «В США уже 10 лет врачи ничего не пишут, а работают со специальными компьютерными устройствами – программами ускоренной расшифровки фонограмм речи. В итоге бостонский кардиолог может давать заключений по исследованиям сердца в 10 раз больше, чем наш». По мнению Иванушко, быть хорошими менеджерами врачи, безусловно, должны – и в первую очередь заведующие отделениями: «У хирурга могут быть золотые руки, но, если человек не организовал правильно операцию, не подобрал себе помощников, не проконтролировал качество их работы, он может столкнуться с серьезными осложнениями».

Этику вперед

«Я как-то обратился к врачу с легким недомоганием, – рассказывает гендиректор аутсорсинговой компании UCMS Group Russia Андрей Шабанов. – Он настоятельно рекомендовал платные процедуры. Через неделю выяснилось, что диагноз не подтвердился. Мужчины мнительны, мы выпьем любое лекарство и сделаем все по инструкции. Но когда доктора начинают запугивать ради того, чтобы пациент у них что-то купил или воспользовался платной услугой, это раздражает». «Вопрос совести и профессиональной честности врачей каким-то указом, к сожалению, не решить, – вздыхает Спицын. – С учетом того что у нас люди нередко платят наличными, из них эти деньги вымогают незаконно. Мировой опыт пока не придумал ничего лучшего, чем оплату медуслуг через страховые компании».

«Этика менеджмента вообще основывается на уважении как интересов своей компании, так и интересов партнеров и клиентов, – отмечает Шабанов. – То же правило должно соблюдаться и в медицине».

«Врач – профессия от бога, – рассуждает Анна Бурова, директор по развитию бизнеса компании Strategy Partners. – Она задействует такие стороны личности, которые без врожденного дара реализовать нельзя, – это умение терпеть немощь другого». По мнению Буровой, менеджмент в медицине должен сводиться к умению создавать такую атмосферу работы, которая будет поощрять у врачей адекватное отношение к пациенту.