Очень вкусно

Нью-йоркская галерея Gagosian открыла на бывшей фабрике «Красный Октябрь» выставку «То, что вам предстоит». Сотня произведений классиков ХХ в. и нынешних звезд представляет искусство как чистое наслаждение для глаз
А. Астахова

Как в музее. Сэм Орлофски

куратор выставки. Цель выставки? Показать, что когда вы придете в галерею Ларри Гагосяна, то попадете в настоящий музей.

Как ни дешево сравнение, удержаться трудно. Смотреть выставку, привезенную одним из самых успешных и энергичных галеристов мира – Ларри Гагосяном, что есть шоколад: в результате обоих процессов вырабатываются гормоны счастья. Любящим современное искусство удовольствие от выставки гарантировано, а признающим только искусство рефлексий, задушевности, текстов и подтекстов лучше пойти в «Гараж» на выставку Ильи Кабакова.

У этих двух открывшихся в Москве супервыставок есть только одно общее качество: обе сделаны высококлассно – настолько, что можно на время забыть, что мы живем не в самой культурной столице мира.

Оставим разговоры о деловых интересах владельца галереи Gagosian, закрытые показы и прайс-листы с 6–7-значными цифрами для состоятельных. Выставка на бывшей фабрике «Красный Октябрь» – для всех. Она некоммерческая и представляет собой мини-музей модернизма и современного искусства, который очень украсил бы нашу столицу, будь выставка оставлена в Москве. Гипотетически это возможно: все привезенные произведения принадлежат галерее – но кто же нам такое счастье купит?

Экспозиция на бывшей фабрике, готовящейся стать элитным жильем, выстроена по читаемой логике и так, что работы разных авторов гармонично взаимодействуют, представляя искусство ХХ в. и современное как непрерывный поиск новых идей и выразительных средств.

Конечно, по этим вещам невозможно судить об истинном вкладе в искусство их авторов, но об уровне дара – безусловно. В разделе абстрактного искусства на одной стене висят две буйных красок композиции Виллема де Кунинга, отличный Рой Лихтенштейн, прорезанный «Пространственный концепт» Лучио Фонтаны и рядом с классиками две вещи этого года – эффектная (краски льются по холсту сверкающим потоком) картина Джона Армледера и томно-золотистый изысканный триптих Такеши Мураками.

Легкие пространственные композиции Александра Колдера в соседстве с тонконогими скульптурами Альберто Джакометти и черно-белыми полотнами Ричарда Серра способны успокоить и неврастеника, а в визуальной тишине зала минималистов легко надолго впасть в нирвану, мысленно обняв трогательную пирамидку из шелковых подушечек – гуманистический объект Луизы Буржуа.

Зал современного искусства, наоборот, исключительно мажорен и энергичен. Царствует здесь огромная, в два метра высотой, стальная конфета-бомбочка (официальное название «Яйцо в стиле барокко с лентой») Джеффа Кунса. Эта увесистая кичевая насмешка очень знаменитого, дорогого, веселого и умного художника – полноценная, мастерски сделанная скульптура эпохи всеобщей погони за наслаждением. В пандан ей блестят, манят и дразнят оптическими эффектами золоченая сетка Аарона Янга, зеркальная тарелка Аниша Капура, роскошная фотография свалки Андреаса Гурски и еще десяток художественных завлекалок. Еще вчера мы с легким скепсисом относились к искусству такого рода – дорогому, бесконфликтному и эффектному. Но сейчас, в кризисе или в предчувствии его, очень хочется сладкого.