Совет старейшин: Министерство спасения


Мы находимся в самом разгаре худшего финансового потрясения со времен Великой депрессии. Ни сами рынки, ни привычная диета из распоряжений регуляторов, мониторинга состояния банков, понижения рейтингов и расследований не в состоянии справиться с задачей. Чрезвычайные меры, которые предпринимают сейчас Федеральная резервная система и министерство финансов, необходимы, но недостаточны для разрешения кризиса.

Ресурсы гигантов ипотечного рынка Fannie Mae и Freddie Mac перенапряжены, и сейчас они находятся под защитой государства. Вряд ли эти организации в состоянии удовлетворить всем нуждам рынка.

Очевидно, что финансовая система нуждается в коренной долгосрочной реформе, но сейчас она засорена огромным количеством «токсичных» секьюритизированных ипотечных кредитов, которые не будут погашены с выполнением всех условий и в срок. Эти бумаги, в свою очередь, не способны поддерживать огромное количество производных финансовых инструментов с плечом, достигающим 30-кратного размера.

Пока не начнет действовать новый механизм по удалению этой гниющей ткани из системы, инфекция продолжит распространяться, уровень доверия будет падать, а нам придется пережить кредитный кризис ужасающих масштабов. Это сокращение подкосит финансовую систему, а вместе с ней и существенную часть экономики, которая до сих пор неплохо держалась.

Но нам по силам решить проблему. Необходимо предпринять решительные шаги по созданию нового временного механизма. Такие прецеденты есть. Вспомним Трастовую корпорацию для урегулирования (Resolution Trust Corporation, RTC), действовавшую в конце 1980-х – начале 1990-х гг., (создана в США в 1989 г. при участии правительства, по закону о спасении от банкротства занималась объединением или ликвидацией ссудосберегательных институтов, ставших несостоятельными с 1989 по август 1992 г. Ликвидирована в 1995 г. как выполнившая свою задачу. – «Ведомости»). Вспомним и Корпорацию кредитования домовладельцев (Home Owners Loan Corporation) 1930-х гг. (правительственное агентство, созданное в 1933 г. и предоставившее долгосрочные кредиты более чем миллиону домовладельцев, бывших на грани банкротства; ликвидирована в 1936 г. как выполнившая свою задачу).

Это новое правительственное агентство будет уполномочено скупать проблемные бумаги по справедливой рыночной стоимости, сохраняя по возможности людям их дома, а бизнесу – возможность работать. Как и в случае с RTC, срок существования этого механизма будет ограничен, управлять же им будут независимые профессиональные менеджеры.

Подобный стабилизирующий механизм призван решить четыре крайне актуальные задачи.

Во-первых, скупая бумаги, которые фактически не торгуются, новое агентство поможет восстановить ликвидность и оживить рынки.

Во-вторых, выведя проблемные бумаги из обращения на более долгий период, чем это было бы возможно, даже если бы с подобными бумагами работал механизм дисконтного окна ФРС, новое агентство поможет провести более упорядоченную ликвидацию подобных бумаг, оставив им шанс восстановить часть стоимости.

В-третьих, благодаря возможности гибко управлять закладными новое агентство уменьшит количество выселений. Это, в свою очередь, поддержит стоимость на рынке недвижимости, остановит исход людей из целых районов, таким образом поддерживая цены на недвижимость, которые и стали причиной нынешнего кризиса.

В-четвертых, по мере необходимости новое агентство, как и RTC в 1980-х гг., поможет Федеральной корпорации по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation) решить проблему слабых учреждений, настолько перегруженных проблемными бумагами, что они не в состоянии самостоятельно функционировать. Также мы рассчитываем, что скупка производных от ипотечных бумаг сведет к минимуму необходимость предоставления неотложной краткосрочной помощи кредитоспособным банковским организациям.

Исходя из вышеперечисленного, новому институту, который мы предлагаем, потребуются серьезные денежные вливания в кратчайшие сроки. Это создает риск для налогоплательщиков, но учреждение агентства, управляемого профессионалами, позволяет надеяться, что в конце концов налогоплательщики окажутся в выигрыше.

Более того, отказ от решительных действий, подобных тем, что мы предлагаем, куда дороже обойдется налогоплательщикам и стране. Патология этого кризиса такова, что, если не взяться за него всерьез и с позиции силы, он уничтожит одно слабое звено, потом еще одно и следующее за ним и т. д. Ослабление финансовой системы, спад экономической активности, потери рабочих мест и падение доходов обойдутся правительству крайне дорого. А ухудшение благосостояния граждан и вовсе не поддается подсчету.

Кризисные времена требуют суровых мер. В прошлом Америка с честью встречала экономические бури, принимала решительные шаги и оставляла проблемы позади. Механизмы, подобные RTC, не раз доказали свою эффективность в кризисные времена. Настало время прибегнуть к таким же решительным шагам.

Американская экономика до сих пор обладает огромным запасом прочности. То, что нам сейчас нужно (своими предложениями мы стремимся внести в это свой вклад), – это «дорожная карта» финансовой стабильности..

WSJ, 17.09.2008, Антон Осипов