«Сочинский форум свою нишу займет», - Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей

Президент РСПП Александр Шохин уверен, что с приближением Олимпиады-2014 Сочи станет естественной столицей инвестпроектов не только Юга России, но и общенациональных

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) – эмиссар бизнеса в структурах власти и эмиссар власти в российских деловых кругах. Еще один приоритет союза – связующая роль между отечественными и иностранными бизнесменами. На начавшемся вчера Сочинском инвестиционном форуме сошлись все: чиновники всех рангов, российские предприниматели и зарубежные партнеры. Президент РСПП Александр Шохин настойчиво говорит о государственно-частном партнерстве – оно, по его мнению, особенно необходимо в неспокойное время.

1987

начальник Управления международных экономических отношений МИД СССР

1991

вице-премьер правительства РФ, управляющий от России в МВФ и ВБ

1993

депутат Государст-венной думы РФ

1996

первый зампред Госдумы РФ

2005

президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)

– Александр Николаевич, организаторы сочинского форума называют его главным инвестиционным форумом страны. Оправдываются ли ожидания инвесторов?

– В России проводится много различных форумов – промышленных, экономических, инвестиционных, инновационных. Безусловно, есть лидеры – Санкт-Петербургский международный экономический форум и Сочинский инвестиционный. C прошлого года началась их специализация: сочинский должен был стать главным инвестиционным форумом страны, а петербургский – российским Давосом, где встречаются предприниматели, политики, эксперты, а также проходят презентации инвестпроектов, подписание соглашений и т. д. Пока, на мой взгляд, Сочи не занял ниши, на которую вправе рассчитывать. В том числе потому, что Питер не сдал всю инвестиционную часть, и потому, что есть желание многих других претендовать на роль если не главных форумов в России, то на главных в своих макрорегионах – например, байкальский, нижегородский форумы. Но я думаю, что шаг за шагом Сочи свою нишу займет: при особом внимании руководства страны и при том, что там будет выставка инвестпроектов, претендующих на реализацию по схеме государственно-частного партнерства, будет заседать правительственная инвестиционная комиссия, которая принимает решение по заявкам у компаний и субъектов Федерации, претендующих на деньги инвестфонда. И чем ближе к Олимпиаде, тем большее значение будет иметь сочинский форум в том числе потому, что инвестиционная активность вокруг Сочи будет повышаться и город станет естественной столицей инвестпроектов не только Юга России, но и национальных проектов.

– На форуме планируется подписать трехстороннее соглашение между РСПП, Французской торговой палатой в России и МЕДЕФ. Расскажите об этом соглашении.

– В рамках форума пройдет межправительственная российско-французская комиссия, премьер-министр Владимир Путин встречается со своим коллегой – французским премьером Франсуа Фийоном. Мы рассчитываем, что у них найдется время, чтобы встретиться с группой российских и французских предпринимателей, которые будут участвовать в российско-французском круглом столе. МЕДЕФ – это главное объединение работодателей Франции, это наш основной партнер, и речь идет о соглашении между ведущими объединениями бизнеса двух стран. Оно, безусловно, носит рамочный характер, ведь даже без него мы очень плотно сотрудничаем. В последний раз мы встречались в июле в Санкт-Петербурге на заседании совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (CEFIC). Это российско-французский совет, который с российской стороны возглавляет вице-премьер [Сергей] Собянин, с французской – министр экономики, финансов и занятости г-жа [Кристин] Лагард. У нас была возможность обсудить темы в сфере B2B, мы докладывали на официальном заседании совета проблемы российско-французского сотрудничества. Кроме того, мы встречались отдельно с г-жой Лагард и обсуждали возможности привлечения инвестиций в Россию. Мы используем каждую возможность организовать встречу между бизнесом, министром, премьер-министром, первыми лицами государства. Сейчас французский премьер привозит с собой в Сочи лидеров нескольких крупнейших компаний, поэтому мы используем эту возможность и для того, чтобы бизнесмены встретились с двумя премьерами, и чтобы решить проблемы, которые мешают развитию сотрудничества.

– Какие, например, французские компании будут представлены со своими российскими проектами на форуме?

– Список большой, но есть традиционные лидеры – энергетический сектор представлен компанией Total, которая участвует в разработке Харьягинского и Штокмановского месторождений, Lafarge, Bonduelle, прорывной проект в авиации – Sukhoi Super Jet.

– Как бы вы могли описать инвестиционный климат на Юге, как он изменяется и что этому способствует?

– Во-первых, на Юге он не может быть оторван от инвестиционного климата в стране в целом. Сейчас, в сентябре 2008 г., мы видим много проблем, которые находятся вне компетенции российских и региональных властей: это резкое ухудшение ситуации на мировых рынках, продолжающийся уже год кредитный кризис в США и европейских странах, резкое падение капитализации ряда компаний, огромные убытки у ведущих мировых банков. Резкое падение российского фондового рынка снижает возможности привлечения средств и сокращает возможности инвестиций в Россию. Кроме того, кризис ликвидности на зарубежных рынках приводит к тому, что некоторые иностранные спекулятивные инвесторы выводят деньги из России и вкладывают их в другие страны. Или пытаются компенсировать проблемы, покрыть долги, которые у них возникают в силу глобального кризиса. Поэтому сейчас мы наблюдаем отток иностранных инвестиций, и это несмотря на то, что российская экономика объективно показывает неплохие результаты с точки зрения темпов роста.

В этой связи важно, чтобы правительство и ЦБ оперативно поддерживали ликвидность российских частных банков и чтобы активно, без промедления реализовывались проекты государственно-частного партнерства, в том числе на Юге (это олимпийские и многие инфраструктурные объекты). Надо, чтобы российские власти сумели скомпенсировать эти минусы более активной, энергичной политикой.

– Конфликт в Южной Осетии сможет повлиять на инвестиционную привлекательность южных регионов?

– Ситуация неопределенности у иностранных инвесторов есть, они, как и мы, не знают до конца, будут ли НАТО и США вооружать Грузию, будет ли она предпринимать новые попытки завоевать республики, признанные Россией независимыми. Безусловно, это может сдерживать иностранных инвесторов и откладывать инвестиционные планы, которые они намерены реализовать. Безусловно, стабилизация в Южной Осетии и Абхазии могла бы существенно повлиять на инвестиционный климат в Южном макрорегионе. Надо иметь в виду, что инвесторы оценивают не только объективные обстоятельства. Они люди со своей психологией, опасениями, оценкой рисков. А в мире много мест, куда можно вложить деньги, – это не только Россия, но и Китай, Турция, Южная Африка, Бразилия и другие развивающиеся рынки, с которыми мы традиционно конкурируем за деньги инвесторов. И без сомнения в глобальной ситуации, когда деньги уходят со многих развивающихся рынков, а не только из России.

Поэтому было бы наивно говорить, что никак российско-грузинский конфликт не влияет на мотивацию инвестора. Но для России этот вклад, на мой взгляд, не основной, а вот для Южного федерального округа его удельный вес выше. И как раз сочинский форум должен продемонстрировать возможность инвестиций на Юге и в контексте Олимпиады, и в контексте реализации крупных проектов в субъектах Юга. Очевидно, что и российский бизнес, и власти начнут программу восстановления Южной Осетии, которая требует серьезных денег. И я думаю, что такие – инвестиционные, а не военные – механизмы проникновения в Южную Осетию должны ситуацию успокоить и позитивно повлиять на инвестиционный климат на Юге России и на Кавказе.

– Национальный олимпийский комитет Грузии направил письмо руководителю Международного олимпийского комитета (МОК) Жаку Рогге с просьбой еще раз рассмотреть вопрос о проведении в Сочи Олимпийских игр. Как вы думаете, Сочи может лишиться Олимпиады?

– Мне кажется, Сочи может потерять Олимпиаду, если мы начнем срывать графики строительства олимпийских объектов. Грузия обращается во все инстанции, куда только можно, призывая наказать Россию. Но та же китайская Олимпиада показала, что попытки объявить бойкот не увенчались успехом, более того, первые лица многих западных стран сочли необходимым лично присутствовать на Олимпиаде. И в этой связи важно показать, что мы не сидим сложа руки в ожидании, будет бойкот или нет, нам даже надо ускорить реализацию олимпийских объектов, чтобы не было иных поводов. Напрямую никто не будет отменять Олимпиаду в качестве санкций против России. Но если будет срыв графиков, то в головах многих членов МОК может произойти такая трансформация, когда они, имея в виду Грузию, будут высказывать аргументы против России.

– Крупные российские и иностранные компании пока с трудом удавалось привлекать в проекты на Северном Кавказе. Даже до наступления глобальных проблем. Какие условия необходимы для прихода инвесторов?

– Во-первых, не так просто новым компаниям прийти в любой регион, а на Северный Кавказ особенно, надо еще долго притираться, чтобы местная власть и бизнес воспринимали инвестора. Во-вторых, будем иметь в виду, что коммерческая чувствительность проектов на Северном Кавказе не очень высокая, поэтому проекты должны реализовываться на основе государственно-частного партнерства. Например, проекты в рекреационной сфере – строительство горнолыжных курортов в Архызе, Домбае, Приэльбрусье. Все мощные вложения в инфраструктуру бизнесу не потянуть, даже сами подъемники во всем мире убыточные, бизнес идет за счет гостиниц, ресторанов, сервиса, но если нет дорог, комфортабельных аэровокзалов и хороших аэродромов, то бизнесу туда идти себе в убыток.

Безусловно, существует проблема безопасности. Не успели передохнуть после событий в Чечне, Дагестане, как возникла российско-грузинская ситуация, постоянно идут вспышки насилия в Ингушетии. Конечно, когда есть возможность выбора, где строить завод по переработке сельхозсырья, производству стройматериалов – на Северном Кавказе или в Краснодарском крае и Ростовской области, при прочих равных условиях решение принимается в пользу последних. Тем более что часто решение принимается в зависимости от скорости согласования документов, бюрократических процедур, здесь северокавказские регионы не всегда показывают хороший пример. Сейчас, когда конкуренция между регионами усилилась, чтобы привлечь деньги, нужно создавать более благоприятный инвестиционный фон, особенно в северных территориях ЮФО.

– Как продвигается утверждение стратегии развития ЮФО до 2025 г., разработку которой инициировал РСПП?

– Официальная презентация стратегии состоится в рамках форума Сочи-2008, но уже состоялось несколько циклов обсуждения, в том числе в региональных отделениях РСПП. После рассмотрения на правительственной комиссии она будет рекомендована как основа для разработки других стратегических документов по Югу России, в том числе планов территориального развития субъектов Федерации и корректировки государственных программ.

– Есть мнение, что вряд ли эта стратегия окажет серьезное влияние на планы крупного бизнеса, который сам решает, какие проекты лично для него выгодны. Насколько серьезно, по вашему мнению, бизнесу стоит отнестись к ней?

– Эффективное взаимодействие бизнеса и власти – ключевая задача в вопросах привлечения инвестиций. При планировании крупных инвестиционных проектов бизнесу важно понимать позицию государства относительно перспектив развития соответствующих территорий (в том числе приоритеты регионального развития и направления концентрации бюджетных ресурсов). Ответ на этот ключевой вопрос как раз и формализован в стратегии. Кроме того, безусловно, комплексная стратегия макротерритории поможет активизировать межрегиональные проекты. Прежде всего я имею в виду инфраструктурные проекты (транспорт, энергетика).

– Ранее вы предлагали ограничить присутствие государства в экономике. Ваше пожелание учли?

– Частично учли. Например, государство привлекло независимых директоров в компании со 100%-ным госучастием. Я был назначен правительством независимым членом совета директоров ОАО «РЖД». В то же время госкорпорации, созданные как некоммерческие организации, продолжают наращивать свои активы, и не видно процесса их трансформации в открытые акционерные общества, которые бы работали по нормам корпоративного законодательства и универсального финансового контроля. Более того, некоторые госкорпорации хотят стать главными распорядителями бюджетных средств, сравнявшись тем самым с министерствами и ведомствами. Где-то роль государства должна увеличиваться. Например, если государство за счет фонда национального благосостояния и средств ЦБ поддерживает ликвидность банковской системы и экономики в целом, это усиление роли государства. Более активное присутствие государства на российском банковском и фондовом рынках в условиях кризиса мировых рынков и серьезного его воздействия на Россию, к чему призывал президент Медведев, – это тоже усиление роли государства, но мы его приветствуем.

Форум начался

Для участия в VII Международном инвестиционном форуме в Сочи зарегистрировалось 4062 участника. В рамках форума состоится пленарное заседание, две конференции и 20 круглых столов. Пройдут фестивали «Вина Кубани», «Российское пиво», «Кубанская кухня».