Весть из страны роз

Концертом «Розы Ирана» в Николаевском зале Большого Эрмитажа открылся фестиваль Early music

В этом году фестиваль, специализировавшийся исключительно на раннеевропейской музыке, сделал намеренный крен в сторону Востока (в интервью «Ведомостям» худрук Early music Андрей Решетин сказал, что фестиваль естественно подошел к той границе, где осознается важность включения в наше культурное пространство других культур).

Выступление персидских музыкантов, носителей древней традиции иранского мугама, открыло непосвященным абсолютно новый музыкальный мир: хрупкий и рафинированный, утонченно-прекрасный и чуждый. Все было иное: принципы музыкальной организации, звучание ада, формообразование, тембровый спектр, каноны развертывания и развития мелодии. Импровизационность сочеталась с фиксированными формулами, неритмизованные монологи тара сменялись ритмичными рэнгами и тэснифами, гулкие раскаты ударных – вокалом и поэтической декламацией.

Музыка считается в иранской традиции искусством, которое общается с Духом напрямую, выражая «таинство нетленного завета между Богом и человеком». Это не метафора: присутствовавшие на концерте испытали некое экзистенциальное переживание расширения сознания. Концентрация и отрешенность странным образом сочетались в совершающемся «акте творения» дастгяха. Исполнение мугамного цикла – всегда строительство, нечто похожее на возведение величественного здания. Достигнув вершины, музыка спустилась вниз, к начальному тону, замкнув круг мелодий. Исполнение длилось около часа; в прежние времена, когда дастгях играли не по сокращенному циклу, музицирование могло длиться и несколько часов.

Название концерта отсылало к знаменитой поэме Саади «Гюлистан» («Сад цветов»). Газели Саади и Хафиза звучали в исполнении Фархада Саиди – просвещенного предпринимателя, любителя искусства. Сочиняющий стихи и рассказы, играющий на сантуре – аналоге цимбал или гуслей – Саиди читал превосходно. Впрочем, по канону полагается лишь петь и играть на музыкальных инструментах.

Состав исполнителей подобрался не вполне профессиональный, да и ансамбль сложился лишь накануне концерта, двое музыкантов приехали из Ирана, Саиди давно живет в России. Несмотря на это, эстетическое впечатление оказалось необычайно сильным. Красивый голос Маджида Рахнама пел, обращаясь к далекой возлюбленной, под которой в суфийской традиции подразумевается Бог: «Мне весть была, что все пройдет, и что невзгод не будет...» И слушать его было необычайно утешительно.