Элита развития: Запрос на новый курс


В марте – мае 2008 г., как раз между выборами и инаугурацией третьего президента Российской Федерации, в рамках исследовательской программы фонда «Либеральная миссия» был проведен опрос российских элитных групп – первое социологическое исследование отечественных элит с объемом выборки в 1003 респондента. Из различных критериев выделения элиты – власть, богатство, потребление, популярность и др. – мы выбрали социальное развитие, которое тоже весьма неравномерно распределено в социальном пространстве. Поэтому исследование фокусировалось не на верхушке государственной иерархии (элита господства) или «золотом проценте» богатых россиян (элита богатства и потребления), но на национальной элите развития. Речь идет об элите тех социальных групп, которые исполняют самые актуальные и востребованные общественные услуги: государственное управление, оборона и охрана правопорядка, юриспруденция, предпринимательство, корпоративное управление, здравоохранение, наука и образование, массовая информация и публичная экспертиза. Целевую аудиторию опроса составили успешные представители указанных социальных групп, за исключением главных государственных начальников и глав крупнейших корпораций.

Относительно российских элит сложился набор представлений, которые тиражируются в отечественных и зарубежных аудиториях. С разных позиций эти представления оцениваются противоположно (+/-), но с их объективным содержанием, похоже, все согласны. Считается, что элиты связаны с государственной властью и благодарны ей за пользование благами нынешнего экономического роста. Что наши элитные группы, приняв западные стандарты потребления, не принимают западные правила гражданской ответственности, публичной открытости и подотчетности. Принято считать, что российские элиты выросли на регулируемых сверху деятельностных, доходных и статусных привилегиях, не заинтересованы в открытой конкуренции и вполне поддерживают преемственность правящего курса в его главных составляющих: во-первых, сведение политической системы к административной вертикали власти и, во-вторых, контроль правящей администрации над ключевыми экономическими активами страны.

Результаты проведенного опроса российских элитных групп развития опровергают по ряду существенных моментов вышеприведенные утверждения и заставляют подвергнуть их основательной ревизии.

Как оказалось, большинство успешных людей, составляющих российскую элиту развития – на государственной, гражданской и военной, службе, в юриспруденции, в бизнесе и корпоративном управлении, в здравоохранении, науке и образовании, в массовой информации и публичной экспертизе, – не связывают свои личные успехи с позитивным влиянием государственной политики и склонны скорее дистанцироваться от государства.

В элитах развития явно преобладает критический взгляд на сложившуюся в стране систему управления и ее результативность. Как известно, правящая администрация рассматривает выстроенную в 2000-е гг. вертикаль власти в качестве своего главного достижения и залога социальной стабильности. Но как раз в этом центральном пункте мнение правящей администрации резко расходится с мнением элит. Единственной элитной группой, где об эффективности существующей вертикали власти говорит абсолютное большинство респондентов, оказались федеральные чиновники. Их коллеги в регионах разошлись во мнениях по этому вопросу – практически на равные половины. Среди работников госбезопасности и охраны правопорядка доля поддерживающих официальное мнение достигает почти половины (49%), правда, и доля критиков здесь немногим меньше (46%). Во всех остальных элитных группах абсолютное большинство считает, что мероприятия по укреплению вертикали власти в итоге привели к чрезмерной концентрации власти и бюрократизации всей системы управления, снизив тем самым ее социальную эффективность. Наиболее критично оценивают вертикаль люди, профессионально работающие с информацией (журналисты и эксперты), армейские офицеры и предприниматели. Таким образом, только сами поставщики публичной услуги по перманентной вертикализации российской власти из числа федеральных чиновников и «чекистов» продолжают считать свою услугу полезной. Что же касается потребителей – причем главных потребителей, поскольку элитные группы более всех заинтересованы в государственном порядке и близки к власти, – то они этой услугой категорически недовольны. Такой разворот общественного мнения в элитных группах со всей очевидностью обнаруживает новые и важные социальные обстоятельства.

Во-первых, разговоры об укреплении вертикали власти более не воспринимаются продвинутой частью (и вряд ли только этой частью) российского общества в качестве главной государственной идеи; эффективность этих слов и мероприятий – как для мобилизации воли нации, так и для легитимации правящего режима – сегодня крайне низка.

Во-вторых, главным пунктом социальной и политической повестки национального развития отныне становится качество государства.

Российские элитные группы фиксируют функциональные провалы сегодняшнего государства на жизненно важных направлениях социального развития: уменьшение разрыва в доходах между богатыми и бедными; решение проблемы доступного жилья; обеспечение права на справедливый суд; развитие здравоохранения. Кроме того, преобладание негативных и крайне негативных оценок обнаруживает сферы явного неблагополучия в таких государственных делах, как обеспечение свободных выборов, развитие образования, установление и поддержание единых рыночных правил, обеспечение личной безопасности граждан и защита права частной собственности. Также велико в элитных группах недовольство тем, как государство определяет и реализует национальную экономическую стратегию.

Вопреки распространенным утверждениям абсолютное большинство во всех российских элитных группах, за исключением силовиков, не разделяет представления о том, что развитие российской нации должно зиждиться на безусловном примате государства в общественной и хозяйственной жизни. Российская элита развития вполне определилась с цивилизационным выбором, если под таковым понимать выбор институциональных основ развития страны. Элитные группы практически едины в понимании того, что национальные системы жизнедеятельности необходимо развивать на следующих базовых принципах: верховенство закона в обществе, в том числе над властью, плюс конкуренция в экономике и политике.

В сознании российских элитных групп укоренились представления о норме развития в экономике, политике и социальной сфере. Так, модель государственного капитализма, лоббируемая и частично уже реализуемая на высшем уровне государственного управления, отнюдь не имеет широкой поддержки в российских элитных группах, которые в своем абсолютном большинстве ориентированы на нормальный капитализм с общими, действительно государственными правилами игры, благоприятствующими честной конкуренции и широкому развитию национального предпринимательства.

Полученные данные выявляют актуальный запрос российских элитных групп к государственному руководству страны на новый курс государственного управления и национального развития. Особенно важно выделить точки элитного консенсуса – это те приоритеты развития, которые поддерживаются большинством во всех элитных группах. Вот они:

1) приоритетность государственных инвестиций в развитие человеческого капитала;

2) коррекция стратегии реформы ЖКХ;

3) реальное обеспечение политической конкуренции, разделения властей, открытости и подотчетности власти обществу;

4) приведение партийной системы в состояние, достойное граждан цивилизованной страны;

5) переход от назначения глав регионов России президентом к иному порядку, основанному на выявлении общественного мнения и воли народа;

6) развитие самостоятельности местного самоуправления.

Мы переживаем противоречивую историческую ситуацию. Сложившийся в России олигархический бюрократический капитализм помимо самой олигархии поддерживается большинством сотрудников спецслужб и половиной чиновничества. Абсолютное же большинство российских предпринимателей и менеджеров, армейских офицеров, профессиональной элиты в социетальной и публичной сферах, а также значительная часть чиновников хотят нормального капитализма с правовым социальным государством. В то же время российским элитным группам явно не хватает субъектности – способности к коллективным действиям и воли к определению государственной политики.

Как бы то ни было, российские элиты разделяют программный тезис президента Дмитрия Медведева «свобода лучше несвободы», готовы принять его за основу национальной консолидации и поддержать деятельное обновление страны на началах верховенства закона и честной конкуренции.