«Не все еще осознали, что кризис настал, поэтому активы пока дороги»

Хватает ли российским компаниям кредитных ресурсов сейчас, когда в стране разворачивается финансовый кризис, как они справляются с новыми трудностями и пересматривают ли свои стратегии – на эти вопросы «Ведомостей» отвечают ведущие предприниматели страны

президент АФК «Система»

Вагит Алекперов

Президент нефтяной компании «Лукойл»

Для всех компаний кризис означает осложнение доступа на финансовые рынки, но мы чувствуем себя уверенно, денег нам хватает. К тому же решение о снижении экспортной пошлины не с 1 ноября, а с 1 октября позволит «Лукойлу» сэкономить около $280 млн. Это перекроет дефицит средств, который у нас есть. Хотя из-за снижения цен на нефть инвестпрограмма компании может быть пересмотрена, ведь «Лукойл» рассчитывал инвестиции с учетом цены на уровне $105 за баррель, а сейчас она может достигнуть $90. Не исключено, что ряд инвестпроектов будет перенесен на более поздние сроки.

Сергей Генералов

Председатель совета директоров группы компаний «Промышленные инвесторы»

У нас пока все нормально, хотя, если кризис продлится еще несколько месяцев, есть вероятность сокращения инвестпрограмм. Не все еще осознали, что кризис настал, поэтому активы пока стоят дорого, а когда подешевеют, будем смотреть, что покупать.

Михаил Прохоров

Президент группы «Онэксим»

Мы пока созерцаем. Никаких конкретных шагов не делаем. Главный вопрос – где у этого кризиса дно. Мне кажется, что дна у него нет.

Евгений Чичваркин

Председатель совета директоров и совладелец «Евросети»

Кризиса мы пока еще не почувствовали, но уже готовимся к возможному снижению ассортимента, повышению цен и перебоям в поставках. Мы постараемся упреждать его и продолжим свое дело: будем продавать телефоны и предоставлять качественный клиентский сервис независимо от того, стоит «Газпром» $15 за акцию или $6.

Вадим Швецов

Гендиректор и основной владелец компании «Соллерс» (бывшая «Северсталь-Авто»)

На нашей оперативной деятельности кризис пока не отразился, но недостаток ликвидности затронул дилеров «Соллерса». Они просят товарных кредитов, поскольку банковские резко подорожали, ставки доходят до 17%. Некоторым дилерам мы идем навстречу и предоставляем отсрочку платежа. Покупку новых активов не планирую – у нас и так достаточно дифференцированный портфель, новые риски брать на себя не хотим. Увеличивать [свой] пакет акций в «Соллерсе» я не планирую, но и не отрицаю, что такое может случиться.

Андрей Донских

Председатель правления ФК «Уралсиб»

С точки зрения событий на фондовом рынке высокая волатильность есть фактор кризисного явления. Учитывая, что мы оперируем не собственными деньгами, а деньгами более 3,5 млн человек частных вкладчиков и более 200 000 юридических лиц, играть на волатильном рынке уже нерационально. И мы сократили вложения в портфель акций практически до нуля. Поэтому находимся не в эпицентре, а смотрим немножко со стороны. С точки зрения коммерческого банкинга пока не видим кризиса, связанного с невозвратом кредитов как в корпоративном, так и в розничном сегментах. Конечно, наблюдается сужение ликвидности на рынке, но «Уралсиб» тоже не в эпицентре, потому что мы ни разу не привлекали деньги через облигации и бонды, а объем вексельного обращения очень мал. Замедления темпов роста активов банковской системы нет – за счет того, что правительство принимает меры по стимулированию притока ликвидности.

Александр Булыгин

Гендиректор UC Rusal

Мы не испытываем проблем с привлечением финансирования. Все проекты, включенные в нашу инвестиционную программу [около $2,5 млрд в год], обеспечены финансированием и будут реализованы в ранее намеченные сроки.

Леонид Меламед

Уверен, что мы сможем привлечь необходимые средства в рамках запланированных инвестиционных программ. Финансовые показатели у корпорации сильные, уровень долга низкий. В этой связи кредитный рейтинг «Системы» был совсем недавно повышен. Поэтому мы чувствуем себя достаточно уверенно.

Корпорация работает в обычном режиме. Хотя сегодня мы имеем предварительную информацию от банков о возможном росте ставок заимствований. Кроме того, аналитики поднимают для России стоимость капитала, а это означает снижение целевых значений стоимости наших публичных компаний. Но в целом изменения на финансовых рынках не отражаются на поведении потребителей.

Стратегию развития существующих проектов мы не пересматриваем, в этом нет необходимости. Несколько дней назад, представляя инвестиционному

и бизнес-сообществу результаты II квартала, мы как раз говорили о том, что сейчас настал момент, когда накопленный в корпорации количественный потенциал получает качественное развитие. И проявляется это в том, что компания предъявляет к существующим бизнесам и новым проектам требования наибольшей доходности и ускоренного возврата на вложенный капитал. С

моей точки зрения, эта стратегия как нельзя более адекватна нынешней рыночной ситуации.

Владимир Скворцов

Генеральный директор компании «Альфастрахование»

Кризис – это оздоровление экономики, а в бизнесе – отделение консерваторов от излишне самоуверенных компаний. Что касается последствий, будущие сложности с кредитованием, в том числе частных лиц, отрицательно скажутся на всем потребительском секторе. Как и большинство страховщиков, «Альфастрахование» держит большую долю резервов на депозитах в банке. Кризис отразился на всех, но выводы о проблемах для страховой отрасли делать пока рано. Мы себя чувствуем спокойно – проблем с ликвидностью не будет. На рынке возможны потери, связанные с задержкой возврата депозитов, но, думаю, крупные страховщики вряд ли серьезно пострадают. Скорее всего, проблемы возникнут у средних и небольших страховщиков, разместивших резервы в двух-трех банках средней категории надежности.

Сергей Зивенко

Президент ТПГ «Кристалл» (Калуга)

К счастью, у нас практически нет кредитных денег. На развитие наших проектов коллапс не повлиял никак в отличие от динамики продаж. Кризис сказывается на спросе на нашу продукцию: несмотря на начало сезона активных продаж, покупатели экономят и традиционного всплеска нет. Думаю, что это ненадолго: народ начнет пить больше или от радости, что кризис кончился, или чтобы отвлечься, если он затянется.

Андрей Холопов

Владелец торговой сети «В двух шагах» (Ростов-на-Дону)

Из-за финансового кризиса мы вынуждены приостановить выход нашей компании на рынки Ставрополя и Воронежа, открытие здесь 6–8 запланированных нами магазинов откладывается до окончания кризиса, минимум на шесть месяцев. Если раньше мы открывали около трех магазинов ежемесячно, то до конца 2008 г. откроем не больше 5–6. Недавно Сбербанк, у которого мы кредитуемся, в одностороннем порядке увеличил процентные ставки по нашим кредитам на пару процентов. Что при наших объемах кредитования очень существенно.

Олег Кондрашов

председатель совета директоров ресторанного холдинга «Пир» (Нижний Новгород)

Мы не будем отказываться от запланированных проектов, в частности, до конца года в Нижнем откроется реконструированный «Спорт-бар». Но некоторые банки действительно пересмотрели ставки по краткосрочным кредитам (в отдельных случаях они возросли с 18% до 27%) и попросили «не приходить за новыми кредитами». Мы рассчитываем обойтись собственными силами.

Олег Сорокин

Генеральный директор девелоперской группы «Столица Нижний» (Нижний Новгород)

Наши проекты обеспечены заемными средствами и средствами компании, надеемся, кризис на них не отразится. Но в целом для рынка недвижимости такие потрясения не проходят незамеченными.

Сергей Галицкий

Основатель и совладелец сети «Магнит»

С наступлением финансового кризиса люди не прекратили есть и пить, они продолжают ходить в магазины, покупать продукты, поэтому нашего бизнеса кризис практически не коснулся. Планы по выручке мы выполняем. Наблюдаем лишь некоторый рост процентных ставок по кредитам, но и то банки ужесточают условия в основном для компаний с высокой долговой нагрузкой, когда показатель долг/EBITDA превышает 3.0–4.0.

Давид Якобашвили

Председатель совета директоров «Вимм-билль-данн»

В целом по рынку чувствуется напряжение, но нам денег хватает, хотя излишеств нет. У «Вимм-билль-данн» большой запас прочности, маленькие долги. Пересматривать стратегию развития не будем, напротив, планируем дополнительные приобретения. Что касается непрофильных активов, то в угольном бизнесе наблюдаем рост платежеспособности партнеров, а в девелоперском пока очень мало строим и проекты в основном находятся в стадии согласования. Думаю, что рынок восстановится через полгода-год при правильных шагах со стороны государства – у нас от одного слова зависит многое.

Шалва Чигиринский

Совладелец Sibir Energy и президент Московской нефтегазовой компании

Кредитные ставки сейчас просто варварские, можно сказать, запретительные. Поэтому в девелоперском бизнесе стараемся обходиться без кредитов и привлекаем инвесторов. Что же до нефтянки, то все необходимые средства для салымского проекта были привлечены задолго до кризиса на вполне приемлемых условиях, и сейчас мы эти кредиты гасим. Никаких стратегий не пересматриваем, поскольку государство наконец-то осознало необходимость подпитки бизнеса ликвидностью, хотя шаги в этом направлении следовало бы сделать много раньше. Надеюсь, самое неприятное уже позади.

Валерий Лукин

генеральный директор «Русских машин»

Кризис на фондовом рынке становится воронкой, которая может затянуть в себя все вокруг. А понятие margin calls, которое использовали только финансисты, входит в обиход. У «Русских машин» проблем с привлечением финансирования пока не было, но переговоры с банками по заключению коротких кредитов на пополнение оборотного капитала у компании пройдут через две недели. Вдобавок проблемы могут возникнуть у клиентов, покупающих технику в кредит, или у поставщиков, которые также могут работать короткие кредиты на пополнение оборотного капитала в мелких банках. В перспективе это может привести к перебоям с поставками комплектующих или снижению продаж у группы ГАЗ. Если ситуация останется неизменной еще в течение двух-трех месяцев, даже у крупных компаний начнутся проблемы. Остается надеяться, что усилия государства помогут этого не допустить.