Банки станут доступнее

Необходимость привлекать дополнительные ресурсы в банковский сектор США вынуждают Федеральную резервную систему (ФРС) идти навстречу инвесторам

Самим надо. Дмитрий Ананьев

сенатор, совладелец Промсвязьбанка. «Настало время рекомендовать Минфину направить [резервы] на повышение капитализации российской банковской системы, например через субординированные займы»

Привлечь новый капитал, который нужен многим, американским банкам сейчас непросто. Между тем у фондов прямых инвестиций, по данным Preqin, скопилось $400 млрд, готовых для инвестиций. Чтобы сделать инвестфонды более сговорчивыми, ФРС понизила размер доли в капитале банка, владелец которой квалифицируется как контролирующий инвестор. Ранее это был акционер с 25% (а в некоторых случаях и 10%) акций банка. Для него это означало необходимость подчиняться регулированию ФРС, которая могла ограничить его внешние инвестиции. Теперь акционер считается контролирующим, если он владеет 33% акций банка, в том числе 15% обыкновенных.

«Думаю, что благодаря этому инвестфонды начнут вкладывать капитал в банки, к чему у них не было большого желания в последние несколько месяцев», – говорит гендиректор Ассоциации американских банкиров Эд Инлин. Крупных инвестиций в банки не было с апреля, когда капитал инвестфондов привлекли Washington Mutual и National City. Между тем для инвестиций в финансовый сектор TPG собрал $7 млрд, Carlyle Group – $3 млрд.

ФРС также разрешила инвесторам с долей до 15% претендовать на два места в совете директоров при условии, что у компании есть еще один контролирующий акционер. Также у подобных инвесторов теперь появилась возможность общаться с гендиректорами банков (ранее это было запрещено).

В отличие от инвесторов Goldman Sachs и Morgan Stanley, перешедших под регулирование ФРС, этот шаг сулит ограничения. «Быть банковской компанией гораздо труднее, чем ею стать», – констатирует юрист Cadwalader, Wickersham & Taft Джеймс Скотт. Если ранее контроль за ними осуществлялся в виде периодического аудита SEC, то теперь в банках на постоянной основе будут работать несколько десятков представителей федеральных регуляторов.

У Goldman Sachs и Morgan Stanley есть два года, чтобы перейти на новые стандарты. Им придется снизить соотношение заемных средств к капиталу с нынешних 20:1 до уровня коммерческих банков – 10–11:1, что приведет к падению доходности капитала с нынешних 17% у Goldman Sachs и 21% у Morgan Stanley. По словам аналитика Fox-Pitt Kelton Дэвида Троуна, нынешнего капитала Goldman Sachs и Morgan Stanley хватит, чтобы выполнить требования ФРС.

Однако не все инвесторы полны оптимизма. «Сегодня время переосмыслить и переоценить издавна сложившийся стереотип, что вложения в западные финансовые инструменты – это надежные вложения. Как показывают текущие события, это не так. И с точки зрения государственной политики дан еще один сигнал подумать, как эффективно управлять золотовалютными резервами», – передал слова председателя комитета Совета Федерации по финансовым рынкам Дмитрия Ананьева «Интерфакс».