Дерипаске не звонили

Один из крупнейших российских заемщиков – UC Rusal сумела выпутаться из долговой ловушки, угрожавшей ей из-за обвала фондовых рынков. Компании не пришлось доплачивать за кредит под залог акций «Норникеля», подешевевших на 50%
Олегу Дерипаске повезло, его UC Rusal не пришлось платить по margin calls/ Д. Гришкин

UC Rusal – обладатель одного из самых значительных корпоративных долгов. Ее опережают сырьевые госкомпании – «Роснефть» (более $26 млрд), «Газпром» ($60 млрд). Обязательства частной Evraz Group, к примеру, – около $6 млрд. Тем не менее проблем с привлечением кредитов в банках у UC Rusal быть не должно, считает аналитик Standard & Poor’s Елена Ананькина. Компания – лидер отрасли, работает с низкими издержками и, судя по всему, генерирует достаточное количество средств, резюмирует она. Аналитик Lehman Brothers Павел Мамай согласен, что UC Rusal в нужный срок привлечет финансирование, но ставка может вырасти до LIBOR + 4%. Для сравнения: «Северсталь» вчера сообщила о привлечении кредита в $1,2 млрд на пять лет по ставке LIBOR + 2,35%.

UC Rusal

Алюминиевый холдинг. Производство – 4,2 млн т алюминия (2007 г.). Выручка – $14,3 млрд. Акционеры – Олег Дерипаска (56,7%), акционеры «Суала» (18,92%), Михаил Прохоров (14%), Glencore (10,32%).

После покупки 25% акций «Норникеля» у Михаила Прохорова UC Rusal стала одним из крупнейших российских заемщиков. Для финансирования сделки UC Rusal в апреле привлекла двухлетний синдицированный кредит в $4,5 млрд у 11 международных банков. Ставка составила LIBOR + 1% (до конца года увеличится на 1 процентный пункт). А общий долг UC Rusal вырос до гигантской суммы – $14 млрд.

Как и многие российские компании, UC Rusal получила деньги под залог акций: как стало известно «Ведомостям», банки получили бумаги «Норникеля». По словам нескольких инвестбанкиров и источников, близких к UC Rusal, коэффициент, по которому определялось, сколько акций «Норникеля» должно быть в залоге, изначально составлял 1,5, а после 31 июля должен был вырасти до 2, если бы UC Rusal не рефинансировала заем на $2 млрд.

Обвал на биржах мог только усугубить ситуацию. Исходя из капитализации «Норникеля» на момент привлечения кредита ($51,8 млрд – на LSE, $52,1 млрд – в РТС) в залоге могло находиться около 13% акций.

С тех пор стоимость «Норникеля» упала в два раза (капитализация на LSE вчера – $25,5 млрд, в РТС – $25,7 млрд). А 18 сентября стоимость «Норникеля» в Лондоне достигла рекордно низкого показателя за год – $20,3 млрд. По вчерашним котировкам банки могли попросить в залог 26–35% акций «Норникеля» (если брать коэффициент 1,5 и 2 соответственно). Поскольку у UC Rusal меньшая доля в компании, алюминиевому холдингу пришлось бы компенсировать разницу деньгами. Один источник из числа акционеров UC Rusal утверждает, что сейчас в залоге находится 25% акций «Норникеля», но подтвердить это не удалось.

По какому сценарию события развивались в действительности, не известно, но ясно, что худшего UC Rusal удалось избежать. Несколько собеседников «Ведомостей», близких к компании, и один инвестбанкир утверждают, что до того, как кризис разгорелся в полной мере, UC Rusal смогла договориться с банками об отсрочке рефинансирования долга. Теперь $2 млрд должны быть погашены в апреле 2009 г., сказал один из собеседников «Ведомостей». Количество акций «Норникеля» в залоге оставалось неизменным в течение всего периода, пока UC Rusal пользуется кредитом, добавляет другой источник, деньги тоже не потребовались: помогло, что по кредиту было предусмотрено и другое обеспечение, в частности экспортная выручка.

Банки – организаторы кредита обсуждать долги UC Rusal не захотели. Сотрудники ABN Amro, Merrill Lynch, ING Bank N. V., UniCredit, BNP Paribas от комментариев отказались. Представители Barclays Capital, Morgan Stanley, Natixis, Calyon, Goldman Sachs, Credit Suisse на запрос «Ведомостей» не ответили. «Это было бридж-финансирование, и мы уже ведем переговоры с банками о рефинансировании этого долга, возможно, сделаем это даже раньше положенного срока», – отметила представитель UC Rusal Вера Курочкина.