Как подорожает реклама

Телереклама на московских каналах в 2009 г. будет дорожать вдвое медленнее, чем в регионах, – это следствие перенасыщения московского рынка. Темпы медиаинфляции снизятся по всей стране
Д. Гришкин

Цена рекламного времени национальных каналов в 2009 г. увеличится менее чем на 20%, а рост цен на размещение в регионах будет неравномерным, заявил вчера на Московском международном фестивале рекламы Сергей Васильев, гендиректор группы «Видео интернешнл»: в 2007 г. медиаинфляция на ТВ в условиях дефицита времени, по разным оценкам, составила 50–70%, в 2008 г. – не менее 30%, теперь же достигнут баланс спроса и предложения.

Меньше всего повысятся цены на телерекламу в Москве – на 11%, тогда как в Санкт-Петербурге они увеличатся на 25%, в Самаре – на 21%, в Перми – на 16%, прогнозирует Васильев. В Москве в 2008 г. замедлились темпы роста практически всех сегментов рекламного рынка, знает Васильев: «Рекламодатели в условиях непростой экономической ситуации начинают экономить. И в первую очередь это отразилось на рынке Москвы». За полгода объем рынка телерекламы в Москве вырос на 10,9%, в Петербурге – на 27%, а по регионам – на 30,7%.

Объем радиорекламы в столице за первое полугодие 2008 г. снизился на 10% и только за счет развития в регионах общий рост сегмента составил 3–5%, говорит Мария Смирнова, коммерческий директор компании «Медиа плюс», размещающей рекламу на радио. Последние восемь лет радиорынок рос на 30% в год, достигнув по итогам 2007 г. объема в 15,5 млрд руб. – 7% медийного рынка. Но в 2008 г. радио потеряет несколько процентов своей доли, сокрушается Смирнова: «Сложности мировой экономики догнали нас первыми». По прогнозу «Медиа плюс», в Москве цены на радиорекламу вырастут в 2009 г. максимум на 10–15%, в городах-миллионниках – на 20%, а в малых городах – на 40%. В столице средняя стоимость ролика «нетто» составляет порядка 12 000–15 000 руб., в миллионниках – 3000–5000 руб., в небольших городах – 200–300 руб.

Рост цен на наружную рекламу составит, по оценке аналитического центра News Outdoor, в столице 11%, в целом по России будет ниже этого показателя. В этом году цены вырастут на 14%.

«Если на рекламном рынке и произойдет кризис, то регионов это коснется в последнюю очередь», – уверен Петр Рыбак, гендиректор компании «Алькасар медиа»: в 2006 г. локальное размещение занимало 25% от рынка телевизионной рекламы, в 2008 г. доля дойдет до 30%, а к 2020 г. рекламодатели будут поровну делить бюджеты между федеральными и региональными каналами, как это происходит в США.

Многие компании увеличили долю расходов на региональное размещение, соглашается Анна Музафарова, пиар-менеджер Optimum Media OMD Group, но никто из 30 крупнейших рекламодателей не собирается уходить с федерального ТВ. По оценке группы, размещение на двух центральных телеканалах сейчас сопоставимо по цене с покупкой рекламного времени в эфире нескольких городов-миллионников.