Потратить все

Покупательской активностью отвечают россияне на высокую инфляцию. В сентябре рост цен снова набрал скорость: за три недели – 0,5%

За неделю по 22 сентября цены выросли на 0,2%, сообщил вчера Росстат. Рост с начала месяца – уже 0,5%, с начала года – 10,2%.

Дефляция, обещанная первым зампредом ЦБ Алексеем Улюкаевым, не состоялась ни в августе, ни в сентябре: не помогло даже сезонное удешевление плодоовощной продукции. Прочее продовольствие дорожало быстрее: быстрее всего яйца (+3,8% за неделю), мясо и колбасные изделия (0,9–1,2%), соль (0,7%). Подешевели сахар, мука и подсолнечное масло; бензин. Мировые цены на продовольствие с июня снизились на 8%, но все равно высоки – +44% с конца 2006 г. – и в среднесрочной перспективе будут расти, прогнозирует МВФ.

По данным Росстата, среднесуточный прирост цен за последнюю отчетную неделю сентября почти вдвое опережал рост цен в августе, но был немного ниже, чем в сентябре 2007 г. (тогда инфляция составила 0,8%). Рост цен по итогам сентября может составить 0,6%, считает экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. В октябре дополнительный толчок росту цен добавит повышение железнодорожных тарифов, отмечает он. Оптимистичный прогноз Минэкономразвития (11,8% за год) был бы еще выполним при укреплении рубля к бивалютной корзине до 29,6 руб., но вместо этого она подорожала до 30,4 руб., констатирует экономист «Траста» Евгений Надоршин. По оценкам Тихомирова и Надоршина, годовой рост цен окажется не ниже 13% (11,9% – в 2007 г.). «Велика вероятность превышения этого уровня», – осторожно добавляет Надоршин.

Но потребление растет еще быстрее, чем инфляция, свидетельствуют данные компании «Ромир панель», исследующей расходы жителей крупных городов (свыше 500 000 человек): в августе расходы домохозяйств на повседневные нужды выросли в сравнении с августом 2007 г. на 40,7%. Инфляция за тот же период составила 15,1%, рост доходов – 26,5%. «Почти все, что население зарабатывает, – тратится», – не удивлена директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева.

Гендиректор «Ромир панель» Андрей Федотов приводит пример: семья из трех человек, тратившая год назад на повседневные нужды 20 000–25 000 руб. в месяц, в нынешнем августе увеличила расходы примерно на 10 000 руб.

Для исследования потребительской активности «Ромир панель» собирает данные о ежедневных покупках 3000 домохозяйств, из которых 1000 московские: участники программы просто сканируют штрих-коды всех купленных товаров.

Исследователи поделили участников на три группы. Семьи с доходом от 8000 до 16 000 руб. на человека («нижний средний класс») стали тратить на 43,5% больше, от 16 000 руб. – на 28,2%, до 8000 руб. – на 33,5%.

Инфляция сильнее всего бьет по самым бедным, у которых основная доля расходов – на продовольствие, дорожающее быстрее прочих товаров, говорит экономист ЦМАКП Игорь Поляков. Эта группа минимизирует расходы за счет отказа от многих непродовольственных товаров, знает Малева.

Средний класс – самый активный участник рынка товаров, рост его доходов трансформируется в покупку непродовольственных товаров и услуг, говорит Поляков: за первое полугодие 2008 г. в сравнении с январем – июнем 2007 г. рост расходов на покупку компьютеров, с исключением инфляции на этот вид товаров, вырос на 26%, на телевизоры – на 22,5%, на мобильные телефоны – на 36,5%, на автомобили – на 41,9%. Самый высокий прирост расходов у «нижнего среднего класса» свидетельствует, что эта группа «еще не накопила достаточно имущества и наиболее активна на рынке товаров», объясняет Поляков.

Меняются стандарты потребления, говорит Малева: то, что раньше было доступно только богатым, становится необходимым для менее обеспеченных, спрос от высокодоходных групп переходит к средне- и низкодоходным. «Компьютер и мобильный телефон – уже не признак богатства, а средство производства», – приводит пример Малева. Остановить потребительский ажиотаж может финансовый кризис, если он перекинется на банковскую систему и население, а главным потерпевшим окажется основной потребитель – средний класс, заключает она.