Сокровенное там, где не натоптано

Открывшаяся в Москве ретроспектива «Кино.doc» впервые представит на большом экране лучшие неигровые фильмы России

Кино.doc» – редкая возможность увидеть «Представление», «Портрет» и «Блокаду» Сергея Лозницы, фильмы, оцененные пока в основном жюри международных фестивалей

– В «Блокаде» и «Представлении» использован и уникальный киноархив. Как реагируют на документы зрители?

– Чаще всего спрашивают, где я нашел материал. И этот материал, и много других замечательных пленок хранятся в архиве Петербургской документальной студии. Я использовал лишь толику. «Представление» смонтировано из фрагментов еженедельного киножурнала «Наш край», и меня интересовал период с 1957 по 1964 г. В этой работе, как и в «Блокаде», основанной на хрониках блокадного Ленинграда, мне помогал хранитель архива Сережа Гельвер.

– Люди в ваших картинах – детали ландшафта. Например, «Полустанок» – фильм о «состоянии сна». Как возникла его идея?

– Я не совсем согласен, что люди у меня всего лишь детали. Это зависит от восприятия зрителя! Если и деталь, то существенная. Состояние сна – это ведь человеческое состояние. Или состояние, которым человек наделяет все вокруг: «Джон Донн уснул, уснуло все вокруг. Уснули стены, пол, постель, картины...» Идея фильма возникает из воздуха, из ветерка, взгляда, жеста, из неловкого движенья, от потаенной мысли. Из всего, что почему-то кажется не так лежит, а почему – не знаю.

– Вы много снимаете в дремучих, богооставленных местах. Там интереснее?

– Богом глубинка не оставлена. Людьми – да. В городе так много всего происходит, что сложнее концентрировать внимание. В деревне четче прорисовывается картина происходящего. Я бы сказал так: сейчас это исчезающая натура. Скоро в некоторых местах снимать будет некого. Люди уходят и уносят с собой культуру, быт. И все. Нет ничего. Трава, деревья. А Россия все-таки страна аграрная, и культура и быт, соответственно, тоже. Вот культура и растворяется вместе с деревней. Что там в городах сформируется, это мы еще посмотрим, а вот то, что было испокон веку, исчезает. Незаметно, но стремительно. Хотелось бы ухватить хоть немного. Сокровенное – оно ведь не там, где громко и натоптано.

– Кино всегда существовало в условиях цензуры. В советское время – политической, а сейчас – коммерческой. Деньги предпочитают вкладывать в развлекательные жанры. Как вы справляетесь с проблемой?

– Разве коммерческое вложение не может быть политическим решением? Кто может сказать, каких произведений искусства мы лишились и каких лишимся из-за того, что финансируется примитивное? Это не только российская проблема. Скажем так, условно: капиталу выгодно формировать поколения людей, которые будут активно покупать ненужные им вещи и участвовать в ненужных им ритуалах. Если у вас власть, к чему вам конкуренция? Зачем вам люди, которые умнее и активнее вас? Всякое тело занимает положение в пространстве, соответствующее наименьшим затратам энергии. И все, что случается вопреки, похоже на чудо.

– О чем будет игровой фильм, который вы будете снимать?

– О счастье.