Леонид Меламед: «Мы разработали концепцию «1, 2, 3, 4», - Леонид Меламед, президент АФК «Система»

Отныне АФК «Система» не будет заходить в новые отрасли, а будет бороться за увеличение эффективности существующего бизнеса, уверяет президент компании Леонид Меламед
М.Стулов

В 2006 г. акционеры МТС сделали неожиданный ход, доверив руководство крупнейшим сотовым оператором России человеку без опыта работы в телекоммуникациях. Риск оправдался: за два года Леонид Меламед смог увеличить стоимость МТС в 2,6 раза, а выручку – на 60%. В результате в мае Меламеду поступило предложение стать президентом основного акционера МТС – АФК «Система». В своем первом интервью в новой должности Меламед рассказал о новой стратегии «Системы».

– Почему АФК до сих пор не закрыла сделки по продаже 50% МТТ и покупке 50% «Скай линк»?

– А если потом Мамут возьмет и перепродаст «Евросеть» «Вымпелкому» или «Мегафону»?

1991

менеджер страховой компании «Росно»

1992

директор Центра медицинского страхования «Росно»

2003

назначен гендиректором и председателем правления «Росно»

2004

возглавил экспертный совет по законодательству в области страхования в Госдуме

2006

президент компании «Мобильные телесистемы»

2008

назначен президентом АФК «Система»

АФК «Система»

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ. Выручка (2007 г., US GAAP) – $13,7 млрд. Чистая прибыль – $1,6 млрд. Капитализация – $9,2 млрд (НА 26 сентября). Акционеры: Владимир Евтушенков (62,13%), 19% – на Лондонской фондовой бирже. АФК «Система» p контролирует МТС, «Комстар – Объединенные телесистемы», владеет 25,1% «Связьинвеста». Другие активы – в финансовом (МБРР), высокотехнологичном («Ситроникс»), девелоперском бизнесе («Система-галс»), ритейле («Детский мир», «Интурист») и ТЭКе.

– На последнем заседании совет директоров «Системы» одобрил новую портфельную стратегию холдинга, рассчитанную до 2012 г. В чем она заключается?

– Мы обновляем стратегию развития корпорации каждый год – в зависимости от того, какие из ранее утвержденных задач выполнены, а какие требуют корректировки. Корпорация успешно отработала год, практически все наши бизнесы вышли на запланированные ключевые показатели эффективности. А телекоммуникационные активы развивались даже быстрее, чем планировалось. Но доля наших непубличных активов в портфеле выросла не столь радикально, как мы рассчитывали (до 16%. – «Ведомости»). И вряд ли сможет в ближайшем будущем достигнуть 50% (такая цель была предусмотрена стратегией, утвержденной в 2007 г. – «Ведомости»). Поэтому мы сместили акценты нашей стратегии.

– И каковы они сейчас?

– Мы рассматривали несколько вариантов развития корпорации. Можно было сохранять существующий вектор. Обсуждался сценарий, предусматривавший принципиальное сокращение числа отраслей, в которых мы работаем. Но в итоге мы решили, что рациональнее по максимуму использовать огромный потенциал, накопленный именно нынешней конфигурацией портфеля. Кроме того, мы не испытываем дефицита в финансировании нашего принципиального направления – телекоммуникационного. Поэтому мы избрали стратегию, предусматривающую достижение максимальной эффективности от имеющегося набора бизнесов.

– То есть увеличивать портфель активов не будете?

– Мы вполне можем увеличить количество компаний в отдельных бизнесах, но не намерены расширять количество индустрий, в которых сегодня работаем. Сейчас корпорация находится в такой фазе развития, когда восторг вызывают графики роста количества клиентов, прибыли, OIBDA и выручки, а не графики «два актива, четыре актива, 16 активов...».

– Какой эффективности вы хотите достичь?

– Акционеры поставили перед нами стратегические задачи, которые получили название «5 × 5 > 25». В течение пяти лет мы должны увеличить возврат на инвестированный капитал (return on investment capital, ROIC) до уровня более 25%, используя пять инструментов (см. врез). В 2005 г. ROIC у «Системы» составил 8%, в 2006 г. – 19%, в 2007 г. – 24% (без учета продажи «Росно» – около 20%).

– А в обновленной стратегии прописано, насколько должна увеличиться доля непубличных активов?

– Непубличные активы должны занимать более высокую долю в нашей выручке, чем сейчас, поскольку этот фактор повышает привлекательность корпорации для инвесторов. Ведь сейчас мы конкурируем за внимание инвесторов с нашими публичными «дочками». Но краеугольный камень новой стратегии не увеличение доли непубличных активов, а рост эффективности каждого существующего бизнеса.

– Сокращать количество бизнесов не намерены?

– Это не самоцель. Мы считаем тот набор индустрий, в котором мы работаем, очень перспективным.

– Сейчас аналитики оценивают дисконт стоимости самой АФК к стоимости ее активов в 35–50%. До какого показателя вы хотите сократить этот разрыв?

– Дисконт холдинга напрямую связан, с одной стороны, со стоимостью синергий внутри группы компаний. С другой – с эффективной ставкой налогообложения. Если предположить, что мы продадим все наши активы, и посчитать, сколько налогов мы при этом заплатим, то таким и должен быть дисконт между стоимостью всей АФК и стоимостью принадлежащих ей «дочек».

– Недавно «Система» заявила, что не исключает возможности партнерства не только для «Интуриста» и фармацевтической компании «Биннофарм», но и для банка МБРР и девелопера «Система-галс». Нашли ли вы уже этих партнеров? И будут ли ваши «дочки» сотрудничать со сторонними инвесторами только в каких-то совместных проектах или АФК не исключает продажи этим инвесторам долей в дочерних компаниях?

– У «Системы-галс» партнеры в отдельных проектах уже есть. Компания создала СП с французской группой Apsys для строительства торгово-развлекательных комплексов. Интерес к банку со стороны международных компаний, которые готовы рассматривать партнерство, был всегда. Возможности партнерства с теми, кто хотел бы разделить с нами и риски, и, разумеется, возможности, – традиционная бизнес-модель для «Системы». При этом мы финансовая компания, и если в какой-то момент нам поступит выгодное предложение, то не исключена возможность и продажи какого-либо бизнеса. Когда у нас появилось отличное предложение по «Росно», мы им воспользовались. Но это не значит, что мы хотим что-то продавать. Продавать надо то, что стоит дорого. А то, что пока стоит не очень дорого, необходимо сначала эффективно развить до максимальной цены актива.

– Нынешний кризис на рынке как-то повлиял на ваши планы по дальнейшему развитию?

– Пока нет. Хотя сегодня мы имеем предварительную информацию от банков о возможном росте ставок заимствований, я уверен, что мы сможем привлечь необходимые средства в рамках запланированных инвестиционных программ. Финансовые показатели у корпорации сильные, уровень долга низкий. Поэтому мы чувствуем себя достаточно уверенно.

– Как вы намерены развивать ваши телеком-активы?

– Мы разработали концепцию «1, 2, 3, 4». Что это означает? У нас есть один единый клиент, для которого работают телеком-компании «Системы». Мы одновременно развиваем две индустрии – телекоммуникационную, т. е. предоставление каналов и услуг связи (на базе МТС, «Комстар-ОТС», «Скай линк», Shyam Telelink), и медийную, т. е. производство, агрегацию и дистрибуцию медийных продуктов (на базе компаний «Система масс-медиа» и RWS). При этом мы нацелены на лидерство по предоставлению трех основных услуг – голоса, интернета и ТВ. И наши контентные услуги доступны абоненту на четырех мониторах – экране мобильного телефона, мониторе компьютера, телевизионном экране и киноэкране. Географически мы ориентируемся прежде всего на рынок СНГ. И движение за его пределы возможно силами двух компаний – самой «Системы» и МТС. Но мы ищем возможности именно прибыльного роста и не будем тратить средства на расширение ради расширения.

– Планируете ли вы объединять МТС и Shyam Telelink? В июле Владимир Евтушенков упоминал о том, что «Система» ведет переговоры о выходе на сотовый рынок Китая и Бангладеш.

– Объединять МТС и Shyam Telelink в ближайшей перспективе не планируется. Что касается других стран, мы продолжаем поиск наилучших путей для выхода на новые рынки.

– Это сложные сделки, по которым идут коммерческие переговоры. Есть ряд деталей, которые пока сдерживают заключение этих сделок.

– Если вы станете владельцем 100% «Скай линк», что намерены делать с этой компанией?

– Существуют разные сценарии, начиная от продажи этого актива МТС и заканчивая продажей стороннему покупателю. Есть вариант самостоятельного развития компании или в составе «Комстар-ОТС», где на основе «Скай линк» можно развивать широкополосный беспроводной доступ в интернет. У нас есть план, о котором мы обязательно расскажем в свое время – если сделка состоится.

– Что планируете делать с вашим блокпакетом «Связьинвеста»? Ведь недавно министр массовых коммуникаций и связи Игорь Щеголев заявил, что государство не готовится к приватизации «Связьинвеста». А вы приобретали пакет «Связьинвеста» с намерением поучаствовать в приватизации 75% минус 1 акция.

– Мы ждем решения государства по поводу приватизации «Связьинвеста». На основе этой информации и будем определяться, что делать с нашим пакетом.

– Когда вы покупали «Связьинвест», у вас также были планы по интеграции компаний этого холдинга с вашими телеком-активами. Оправдались ли эти надежды?

– Оправдались, но в меньшей степени, чем хотелось бы.

– 5 декабря акционеры «Связьинвеста» на внеочередном собрании будут переизбирать гендиректора компании. «Система» планирует выдвигать свою кандидатуру на этот пост?

– Нет. Мы лояльно взаимодействуем с основным акционером «Связьинвеста» – государством. И не видим причин, по которым у нас не может быть единой кандидатуры.

– Новость о том, что 100% «Евросети» купил Александр Мамут, стала для вас неожиданностью? Вы же планировали в составе консорциума приобрести долю в этой компании.

– Мы действительно интересовались возможностью приобретения «Евросети». Но у нас были определенные коммерческие условия, которые оказались нереализуемыми. Видимо, у другого покупателя были другие требования к этой сделке.

– А другого сотового ритейлера купить не хотите, раз с «Евросетью» не получилось?

– Мы не можем отвернуться от сотового ритейла, потому что это важная составляющая мобильного бизнеса. Несколько сценариев у нас есть, тот или иной сработает.

– Покупка «Евросети» как-то повлияет на рынок сотового ритейла?

– Думаю, да. «Евросеть» наверняка получит серьезную финансовую поддержку от нового акционера и изменит бизнес-стратегию. Это повлечет за собой изменения в политике конкурентов «Евросети». Но, думаю, изменения будут к лучшему. Ведь сильный ритейл – дополнительный фактор, стимулирующий рост потребления.

– Для развития индустрии это все равно будет позитивно.

– Но вам же надо будет как-то реагировать?

– Мы отреагируем, не сомневайтесь.

– У «Системы» были планы по созданию банковской группы с базой в Люксембурге.

– У нас уже есть разрешение от центрального банка Люксембурга, но с Центробанком России этот вопрос мы еще не обсуждали, потому что пока не приняли решение, нужен ли нам такой шаг. Скоро этот вопрос будет заслушиваться на совете директоров АФК. В целом, мы считаем, МБРР уверенно использовал максимум из тех возможностей, которые были на рынке.

– Медийный бизнес планируете расширять?

– Да. В ноябре завершится создание стратегии в этой области.

– Каково сейчас у АФК отношение к «Ситрониксу»? Ведь долгое время эта компания показывала плохие финансовые результаты.

– Положительное отношение. Планы, поставленные перед ними, они сейчас выполняют.

– Вы раньше увлекались ездой на мотоцикле. Остается ли на это время после перехода на новое место работы? Насколько удобно (и безопасно) ездить на мотоцикле с учетом московских пробок? И не отразилось ли увлечение мотоциклом на стоимости вашей личной страховки?

– Бросать мотоцикл не хочется. Президенту «Системы» он еще нужнее, чем главе «Росно» или МТС. Потому что он не только дает возможность быстро передвигаться, но и учит находить баланс между риском и возможностями. Московские пробки, конечно, не лучшее место для фривольной езды, но зато они тренируют быстроту реакции. А страховка – да, стала дороже.

Пути увеличения эффективности

1 Фокус на увеличение стоимости всех бизнесов: за счет роста финансовых показателей, качественного управления активами и диверсификации рисков и долгов. По итогам I квартала 2008 г. (US GAAP) стоимость чистых активов АФК составляла $24,4 млрд, из них на непубличные активы прфиходилось $3,3 млрд. Мы надеемся в течение ближайших 2–3 лет пройти активную инвестиционную фазу и вывести наш портфель на стадию стабильного роста. 2 Строгая финансовая дисциплина: все инвестиционные решения принимаются исходя из новых, более агрессивных уровней требований по возврату на капитал и TSR (total shareholders return, прирост рыночной цены ADR плюс дивидендная доходность). 3 Совершенствование структуры управления портфелем. Например, совсем недавно реорганизована компания «Комстар-директ» – ее активы были поделены между «Комстар-ОТС» и «Системой масс-медиа». А кабельный оператор «Стрим-ТВ» перешел под управление, а впоследствии будет продан «Комстар-ОТС». 4 Упрощение структуры управления. В июле в АФК была проведена реструктуризация, в результате которой в холдинге появились три бизнес-единицы. Под бизнес-единицей «Телекоммуникационные активы» – МТС, «Комстар-ОТС», «Система масс-медиа», индийский оператор Shyam Telelink. Бизнес-единица «Потребительские активы» отвечает за развитие «Детского мира», «Интуриста», «Медси», МБРР и «Системы-галс». Бизнес-единица «Высокие технологии и промышленность» курирует инновационные и венчурные проекты АФК, а также «Ситроникс» и «РТИ системы». 5 Дальнейшее совершенствование корпоративного управления, в том числе развитие лучших практик отношений с инвестсообществом.