Они диктуют правила

Недовольные качеством российских бизнес-тренеров, отечественные компании приглашают коучей из-за рубежа или создают совместные программы. «Вымпелком» стал миноритарным партнером учебного центра, созданного в России Center for Creative Leadership (CCL)

Евгения Овасапян, директор Executive Education бизнес-школы «Сколково», отмечает высокий спрос на качественные образовательные программы для руководителей высшего звена из самых различных отраслей экономики. Это в том числе подтверждают результаты Executive Education «Сколково». «Всего за полтора года с момента запуска мы уже провели 60 программ для 900 участников», – говорит она.

Сколько тратят. 14500

рублей в среднем тратят на сотрудника крупные компании в России

260000

рублей в среднем тратят на топ-менеджера в России

90000

рублей в среднем тратят на ключевого сотрудника в России

2000

евро в среднем тратят на топ-менеджера компании за рубежом

Лидерами российского рынка корпоративного обучения, по данным компании «Амплуа-брокер», являются такие тренинг-провайдеры, как Business Training Russia, «Экопси консалтинг», BSD/Thunderbird. Около 80% программ тренинговых компаний закрыты для индивидуальных слушателей.

Западные и крупные российские компании в последнее время все чаще обращаются за разработкой специальных курсов и MBA-программ для руководителей в российские бизнес-школы. Такие программы есть у российского офиса Microsoft, «Нижфарма» и других компаний, ее заказал Сбербанк.

САМИ ПЛОХИЕ

Но компании недовольны качеством предлагаемых в России услуг. Так, в Mars регулярно сталкиваются с недостаточным уровнем подготовки тренеров. «Российские тренеры не способны адаптироваться под корпоративную культуру компании», – рассказывает менеджер программ корпоративного университета Mars в России Александр Бражник.

Александра Изосимова, генерального директора группы компаний «Вымпелком», к партнерству с CCL также вынудило невысокое качество услуг по развитию лидерских качеств. «У большинства тренеров просто нет необходимой практической базы. Я не представляю, как бизнес-стратегию может преподавать профессор, 20 лет назад читавший политэкономию», – говорит он.

Уровень корпоративного обучения часто не соответствует заявленной стоимости, соглашается Ольга Голышенкова, исполнительный директор Международной ассоциации корпоративного образования. По оценке Натальи Толстой, генерального директора компании «Амплуа-брокер», из 11 000 корпоративных тренингов, предлагаемых 80 провайдерами Москвы, адаптированными под нужды компании можно считать максимум 50%. Но в неудовлетворенности программами есть и вина компаний: в большинстве из них процедура и критерии тендера не отработаны, считает она.

Более того, по информации Павла Безручко, генерального директора компании «Экопси консалтинг», большинство компаний (около 60%) собирают анкеты участников, но этот подход слабо отражает результативность обучения. Лишь 1% компаний в России исследуют изменения бизнес-показателей после обучения. И менее чем 0,5% компаний проводят оценку финансовой эффективности обучения (ROI).

В других странах ситуация не лучше. Большинство компаний воспринимают вложения в образование как способ поддержать компетентностное преимущество, считает Гед Драгэн, лектор Манчестерской бизнес-школы. «Но многие из них, кажется, действуют по принципу: я не знаю, принесет ли мне вложенный доллар прибыль, но я знаю, что вложил его в правильное место. При этом большинство из них не знает, в правильное место они вкладывали или нет», – считает Флориан Гонфревилль из Global HR Transformation Manager for Schneider Electric.

ПРАВО НА ВЫБОР

«Мы обращаемся только к иностранным провайдерам, потому что в России нет тренеров с достаточной инвестиционной практикой, кроме того, нам нередко необходимо обучать группы с англоговорящими участниками», – говорит Анна Якушева, менеджер по обучению и развитию Renaissance Capital.

Это проблема не только инвестбанкиров. Зоя Зайцева, операционный директор выставки QS World MBA Tour, общаясь с западными бизнес-школами, знает, что за последние два-три года резко вырос спрос на короткие специализированные на одном предмете программы для среднего менеджмента и программы для руководителей. «Они очень популярны во всем мире», – добавляет Эдвард Бакингем, исполнительный директор направления Executive MBA programmes бизнес-школы INSEAD.

Голышенкова видит и другую причину популярности западных тренингов: «Руководители крупных компаний и холдингов предпочитают учиться в титулованных школах, выбирают тренера-звезду или приглашают его в Россию – и это вопрос не денег, а престижа».

Светлана Ракутина, директор EMBA-программы «Сколково», добавляет, что востребованность западных программ для руководителей связана с российской системой образования. «Типичный топ-менеджер обладает прекрасным логическим мышлением, у него, как правило, техническое или экономическое образование, но так называемые мягкие компетенции, или soft skills, развиты меньше, чем у его коллег в других странах. В этой ситуации возникает потребность в коучинге, но в России этому рынку не больше пяти, и людей с опытом на нем мало. Поэтому в нашей EMBA будут коучи тоже из CCL».

Анна Найбергер, менеджер по организационному развитию компании GlaxoSmithKline, также согласна, что коучей, способных эффективно раскрыть лидерский потенциал топ-менеджеров, в России нет.

ОНИ ПРИДУТ

Потребность в тренингах высокого уровня для российских топ-менеджеров появилась еще в конце 90-х. Именно тогда компании начали работать с ведущими бизнес-школами мира. Но у подобных тренингов всегда было несколько недостатков, считает Овасапян. Во-первых, отсутствие российской экспертизы и российских бизнес-кейсов. Во-вторых, язык преподавания: для многих важна возможность учиться частично на русском языке. Поэтому развивающая программа высокого уровня, реализуемая в России, будет востребована.

Одна из дочерних компаний «Вымпелкома» будет миноритарным участником ООО «Центр креативного лидерства», созданного Center for Creative Leadership. (CCL – один из лидеров мирового рынка бизнес-обучения: 6-е место в рейтинге FT по открытым executive-программам и 24-е по закрытым). 100 менеджеров высшего и среднего звена «Вымпелкома» и станут первыми слушателями новой образовательной программы, после чего «Центр креативного лидерства» выйдет на открытый рынок.

Президент CCL Джон Райан ожидает большего интереса к своему российскому проекту. Первая группа будет преимущественно обучаться на английском языке, а последующие – на русском (для этого специально будут отобраны российские тренеры, прошедшие подготовку в CCL, с MBA или PHD, а также с большим опытом в бизнесе и преподавании). «Для нас это очень важный фактор, так как многие сотрудники, особенно из региональных подразделений, не говорят на английском языке на должном уровне», – говорит Изосимов.

Школу бизнеса Chicago GSB плохая языковая подготовка не пугает. В декабре пройдет первый в России трехдневный финансовый семинар для топ-менеджеров на английском языке. Арнольд Лонгбой, директор программ ExecEd Chicago GSB в Европе, говорит, что за последний год число российских клиентов на такого рода программах в школе выросло в разы, поэтому он думает, что клиенты будут.

«Рынок корпоративного обучения в России еще только создается, – уверена Анна Воронина, проректор по корпоративным программам школы бизнеса «Мирбис». – Поэтому расти будут все сегменты». Пока в структуре доходов корпоративные программы занимают небольшую долю (у Стокгольмской школы экономики около 25%, в «Мирбисе» – 10%, в ИБДА при АНХ – 5%).

Найбергер считает, что подход к развитию сотрудников в России вышел на новый качественный уровень: «Большинство компаний осознает необходимость проактивного подхода к обучению, в котором значительную роль играет планирование карьеры и преемственность. Поэтому сейчас организации уделяют большое внимание развитию сотрудников, обладающих управленческим потенциалом, расширяя таким образом целевую аудиторию корпоративного обучения и развития лидерских навыков».