Ориентир для «Системы»

«Дочки» АФК могут войти в число основных претендентов на госзаказы, обещанные производителям устройств для навигационной системы «Глонасс». Об этом Владимир Путин говорил в пятницу с председателем совета директоров «Системы» Владимиром Евтушенковым
Д. Гришкин

Система» участвует в разработке стратегии развития федерального оператора информационно-навигационных услуг для «транспорта, министерств и ведомств», рассказал Евтушенков премьеру (цитата по «Интерфаксу»). Этот оператор – «Навигационно-информационные системы» (НИС) – учрежден в ноябре 2007 г. «дочками» АФК – «Ситрониксом» и «РТИ системы» – и Российским НИИ космического приборостроения. Стратегию дорабатывает рабочая группа, уточняет представитель «Системы» Ирина Потехина; по словам Евтушенкова, осталось «два-три месяца».

АФК «Система»

Многопрофильный холдинг. Контролирует МТС, «Комстар-ОТС», «Ситроникс», «Система-галс», «Детский мир», МБРР, «Интурист» и др. Акционер – Владимир Евтушенков (62,13%), 19% – на Лондонской фондовой бирже. Выручка – $13,7 млрд (2007 г.). Чистая прибыль – $1,6 млрд. Капитализация на 26 сентября – $8,59 млрд.

Также АФК рассчитывает стать одним из поставщиков микрочипов для навигаторов «Глонасс». По словам Евтушенкова, речь идет о чипе размером 0,09 мкн, который сможет автоматически переходить c американской системы GPS на российскую «Глонасс» и обратно. Пока зеленоградский «Микрон», подконтрольный «Ситрониксу», строит фабрику для выпуска микрочипов размером 0,13–0,18 мкн; производство более миниатюрных чипов и навигаторов на их базе Евтушенков обещал создать в 2009 г. совместно с неназванной «китайской корпорацией». Недавно «Ситроникс» учредил в Китае СП с производителем оборудования связи ZTE.

В ближайшие три месяца «Ситроникс» определится, какую продукцию и на каких площадках выпускать, говорит его президент Сергей Асланян.

Для выпуска устройств на базе чипов 0,09 мкн «нужна господдержка», прежде всего гарантированный заказ, отметил Евтушенков, встречаясь с премьером. Путин, по данным «Интерфакса», ее пообещал.

В конце августа премьер подписал постановление, обязывающее оснастить средствами «Глонасс» весь транспорт, перевозящий пассажиров, специальные и опасные грузы. В одной Москве сейчас около 7000 единиц наземного общественного транспорта, говорит сопредседатель межрегионального общественного движения «Город и транспорт» Александр Морозов; по всей России их не менее 100 000, предполагает он. А рыночная стоимость чипа для GPS-навигатора – $7, говорит независимый эксперт по рынку коммуникаторов и навигаторов Михаил Фадеев. Значит, только в закупку чипов для автобусов, трамваев и троллейбусов государство могло бы вложить порядка $0,7 млрд.

Путин обещал поддержку всем производителям оборудования «Глонасс», говорит его пресс-секретарь Дмитрий Песков, добавляя: АФК продвинулась в его разработке дальше многих. Другой производитель микросхем – зеленоградский «Ангстрем», по словам его представителя Дмитрий Знаменского, будет готов выпускать чипы размером 0,09 мкн к концу 2010 г.

Массовые навигаторы с поддержкой «Глонасс» пока мало распространены: самая популярная модель занимает, по данным SmartMarketing, всего 0,12% рынка. В нее встроен не чип, а плата стоимостью $300, и стоит устройство около 23 000 руб. – в разы дороже GPS-навигатора, рассказывает Фадеев.

«Система» «выходит на финишную прямую» и в работе по выпуску навигационных карт, продолжил Евтушенков (цитата по «Интерфаксу»). Пока 60% рынка российских навигационных карт у ЦНТ (бренд Navitel), оценивает Фадеев. По словам ее гендиректора Александра Казакова, у карт Navitel около 400 000 активных пользователей (тех, кто периодически скачивает их обновления); карты уже встроены в навигаторы Tibo, Voxtel, Carman-i, Mircom и др., а также в КПК и коммуникаторы Asus, HTC, Rover и т. д.