Правила игры: Не только МBА


Впервые интерес к западному бизнес-образованию у меня возник около восьми лет назад, когда я была HR-директором одного из российских холдингов. Один из моих коллег уехал в Warton с загадочным баллом GMAT 720. Это было интересно, но не актуально.

Тем не менее вскоре я вернулась к этой теме, чтобы спланировать обучение группы топ-менеджеров одной из нефтяных компаний для дальнейшего продвижения, в том числе на позиции, занимаемые экспатами. Требование международного уровня обучения отодвинуло в сторону российские варианты, и я обратилась к зарубежным вариантам. Обобщая исследования тех лет и сегодняшний опыт, можно выделить несколько типов программ корпоративного обучения в западных школах.

1. Краткосрочные программы (open enrollment programs) – от двух дней до нескольких месяцев, которые делятся на три группы. Первая – функциональные, ориентированные на одну область (например, маркетинг, финансы). Я бы их рекомендовала, если в России нет аналогичных. Так, в этом году МТС направила сотрудников на программу стратегического маркетинга в INSEAD и на программу построения клиентского опыта в Columbia Business School, потому что у нас таких программ нужного качества нет. Вторая группа – программы развития лидерства. Такие курсы есть и в России, но прохождение их на Западе даст возможность поработать с западными коучами. Курсы третьей группы – это как раз то, на чем чаще всего останавливаются западные топ-менеджеры, – executive development programs. Эти модули легко конвертируются в часть или полную программу EMBA.

2. Executive MBA

Российские топ-менеджеры, когда речь заходит об их развитии и образовании, всегда переводят разговор на EMBA. Эту программу можно порекомендовать, только если такой диплом является обязательным для дальнейшей карьеры. В других ситуациях, например при переходе от функциональной ответственности к общей или существенном росте объема ответственности в пределах одной компании, лучше выбрать короткие executive development программы и сэкономить время.

3. Специальные программы для компании (tailored programs)

Большинство школ могут сделать программу под потребности компании и провести ее в России с переводчиком. Это позволяет включить в группу обучающихся тех, кто не владеет языком, снизить накладные расходы, принять участие в отборе преподавателей. Тем не менее удовольствие получается затратным, и мне известны только два качественных случая подобного сотрудничества в России (для ЮКОСа – IMD и Duke и для ТНК-BP – INSEAD). В последнее время популярны корпоративные МВА, которые могут стать реальной альтернативой внешним, если школа даст переводчика и выдаст диплом, о чем договориться сложно.

Если говорить о моем опыте, то я считаю, что ничто так не развивает, как реализация крупного проекта, а международным опытом поделятся консультанты. Тем не менее это не означает, что учиться не нужно, просто не нужно преувеличивать эффективность обучения. Сегодня я прохожу модульную executive development program в IMD, которую потом планирую зачесть как два первых модуля программы EMBA. Эти курсы помогают мне шире посмотреть на развитие бизнеса МТС и лучше расставить приоритеты.