Правила игры: Упадка российского образования нет


В сентябре опубликован единственный глобальный рейтинг вузов – Академический рейтинг университетов мира (ARWU), больше известный как Шанхайский рейтинг, а также рейтинг Webometrics, оценивающий интегрированность вуза в международное академическое сообщество через интернет. Для России их результаты неутешительны.

В Шанхайском рейтинге представлено всего два российских вуза. Причем если московский флагман отечественного образования – МГУ им. М. В. Ломоносова занимает 70-е место, то СПбГУ – только в четвертой сотне. Еще хуже позиции наших восьми вузов в рейтинге Webometrics: МГУ занимает 147-е место, СПбГУ – в восьмой сотне, другие – еще ниже.

Можно ли говорить об упадке отечественного образования на фоне этих результатов?

За пять лет подготовки Шанхайского рейтинга его методика не менялась, а позиция МГУ колебалась от 66-го до 76-го места. В рейтинге Webometrics МГУ находится в пределах 125–150-го мест. Многие критики скажут, что российское образование стоит на месте и это место можно охарактеризовать как застой. На эту критику есть второй аргумент.

Оба рейтинга оценивают качество образования по такому индикатору, как научно-исследовательская деятельность вузов. И который год подряд самым провальным показателем для нас является число цитируемых исследователей, работающих в 21 предметной области. И МГУ, и СПбГУ стабильно получают за него «баранку». Подобный результат связан не столько с отсутствием ссылок на наших исследователей, сколько с раздробленностью научных исследований в России. Ими занимаются не только вузы, но и учреждения РАН, крупные корпорации, в том числе государственные корпорации, что приводит к отставанию в глобальных рейтингах.

Кроме того, замкнутость отечественной системы образования и науки длительное время не способствовала освоению иностранных языков и не позволяет многим нашим исследователям публиковаться в иностранных научных журналах.

Не может радовать присутствие в Шанхайском рейтинге лишь двух вузов из России. Мы занимаем в списке стран, представленных в нем, условное 15-е место, проигрывая по числу представленных вузов почти всем, кроме Аргентины, Мексики, Чехии, Словении, Турции и Египта, которые не относятся к лидерам в области высшего образования.

Но, с другой стороны, если исключить показатель научных публикаций, то по другим индикаторам МГУ может конкурировать на равных с первыми 10 вузами мирового рейтинга. Особенно это касается таких показателей, как общее число выпускников вуза, ставших лауреатами Нобелевской премии или обладателями медали Филдса, и общее число статей, вошедших в индексы научной цитируемости SCIE и/или SSCI.

Поэтому к рейтингам всегда надо относиться критично, хотя они и отражают мировые тенденции в образовании.