Редакция «под ключ»

«Мы не дизайнерская и не веб-девелоперская компания. Мы делаем тексты», – объясняет суть своего бизнеса Сергей Кузнецов, один из учредителей компании Sergey Kuznetsov Content Group, оборот которой в 2007 г. составил $1,5 млн
А. Махонин

Владелец и генеральный директор компании SKCG (ООО «Эскейсиджи: социальные сети») Сергей Кузнецов окончил химический факультет МГУ и до начала 90-х занимался естественными науками. Затем переключился на науки гуманитарные, а с середины 90-х как журналист начал сотрудничать с бумажными и сетевыми СМИ. «Я побывал автором и редактором практически всех крупных интернет-проектов: Gazeta.ru, Lenta.ru, «Русский журнал», Pole.ru, Weekend.ru, – говорит Кузнецов. – Это был наемный труд, но сродни предпринимательской деятельности. Мне поступал заказ сделать раздел в издании, под заказ давали бюджет, которым я распоряжался. Фактически тот же тип предпринимательской деятельности, что и сейчас».

Старт из «Дома»

2002 г. Кузнецов провел в США в качестве участника программы Knight Fellowship Стэнфордского университета: «Вернувшись, я понял, что хочу двигаться куда-то еще». Направление деятельности в 2003 г. подсказал заказ от компании ТНТ на создание контента для сайта проекта «Дом». «Сайт делали другие люди, а я с набранной мной командой писал тексты, – уточняет Кузнецов. – Когда же ТНТ запустил реалити-шоу «Голод», я уже получил весь проект и сам искал субподрядчиков. После двух успешных проектов я осознал, что эта наша работа достойна стать бизнесом, и вместе с коллегой Марией Черницкой создал компанию SKCG. Стартовые вложения в компанию были заработаны на тех двух проектах и составили около $10 000, потраченных на аренду офиса и зарплату сотрудникам». SKCG продолжила работу над проектами ТНТ. «Мы отвечали за содержание и за техническую часть, – вспоминает Кузнецов. – На пике популярности у сайта «Дом-2» было более 300 000 зарегистрированных пользователей, посещаемость превышала 100 000 человек в день». С 2008 г. SKCG и ТНТ больше не сотрудничают. «Раньше я видел воспитательный потенциал реалити-шоу, моделирующего ситуацию адаптации молодого человека в мире, – комментирует Кузнецов. – Но как только герои стали звездами желтой прессы, сайт стал ей проигрывать. Одновременно менеджмент шоу осознал, что образовавшимся за три года ресурсом лучше управлять самостоятельно. Расстались мы мирно».

В рекламе не нуждаемся

В 2004 г. оборот SKCG составил около $100 000, в 2007-м – около $1,5 млн. Одна из специализаций компании – создание больших проектов со своей редакцией. Сейчас SKCG ведет два проекта – портал «Зарубежная недвижимость» (в стадии работы) и портал «Booknik.ru: еврейские темы и тексты». «Два года назад мы искали компанию, которая могла бы заниматься не столько технической поддержкой проекта Boоknik.ru, сколько его наполнением, – рассказывает координатор образовательных программ фонда AVI CHAI Светлана Бусыгина. – По рекомендациям пригласили Сергея Кузнецова и SKCG и очень довольны». Так же на SKCG выходили и остальные клиенты. «Я никогда нигде не размещал рекламу, – говорит Кузнецов. – Нахожу клиентов за счет личных знакомств и известности на рынке. Нас интересуют крупные корпоративные клиенты, которых можно привлечь лишь дорогостоящей рекламой, не предусмотренной нашим бюджетом. Но она и не нужна: последний клиент – компания Intel вышла на нас совершенно самостоятельно».

Они не мы

«Мы можем собрать редакцию для создания и поддержания контента, будь то отдельный проект, как Booknik.ru или онлайновый журнал «Дневник офисного планктона», который мы делали для компании HeadHunter. Подобных компаний-конкурентов на этом рынке у нас нет, – убежден Кузнецов. – Правда, ими могут быть сами компании, создающие у себя отделы для поддержания корпоративных сайтов». «Есть компании, которые могут себе позволить содержать редакцию, а кому-то удобнее отдавать эту услугу на аутсорсинг», – считает президент ассоциации «Интернет и бизнес» Алексей Беляев. «Потребность в такой услуге велика, – добавляет директор по развитию «Полит.ру» Олег Попов. – Сайты есть у всех, но не у всех есть специалисты, способные их поддерживать. Модель, по которой работает SKCG, толковая и снимает головную боль с заказчика». «SKCG нельзя назвать монополистом в области создания контента только потому, что мы не знаем других подобных компаний. Похожую услугу выполняет множество фрилансеров. Но они как лотерея – можно выиграть, а можно проиграть. SKCG – надежный вариант», – комментирует Беляев.

Охота на блогеров

«Сегодня в интернете образовалось крупнейшее русскоязычное комьюнити. Понимание этого определило новое направление деятельности – работу с социальными сетями», – говорит Кузнецов. В качестве удачного примера продвижения в блогосфере Кузнецов приводит совместный проект SKCG и Google «Новый год на карте»: «Мы предлагали участникам разных комьюнити, используя сервисы Google, разместить на карте фото, видео и тексты, посвященные встрече Нового года. Без банерной или контекстной рекламы мы получили 40 000 участников и карту, всю утыканную звездочками». «Когда мы запускали женскую социальную сеть Sexandthecity.ru, то обратились в SKCG с заказом мобилизовать и пригласить в нашу сеть блогеров, – рассказывает генеральный директор компании «Эс-эн-си онлайн» Тимофей Куликов. – Результат превзошел ожидания. Обычно, когда прекращается финансирование проекта, посетители с сайта уходят. В нашем случае этого не произошло».

SKCG одновременно может вести ограниченное количество крупных проектов. «Мы завязаны на людях, – обозначает Кузнецов одну из главных проблем компании. – Под каждый проект нужно собирать редакцию. И это нельзя делать до бесконечности. Поэтому сейчас мне интересно развивать технологичное направление, связанное с проектом Smartus, тематическим поиском в нише потребительского рынка. Подобные «вертикальные» сайты очень популярны в мире, и именно на этот проект я возлагаю большие надежды».