Зеленеть разумно

Сэт Райни, основатель прокатной компании PlanetTran, называет себя «практикующим защитником окружающей среды». Его компания, предлагающая в аренду только гибридные автомобили, экономит для планеты горючее и чистый воздух

Сэт Райни знает, что самый экологически чистый способ добраться из одного места в другое – пойти пешком, поехать на велосипеде или воспользоваться общественным транспортом. «Но поскольку отдельные люди или небольшие группы нуждаются в том, чтобы их возили, – говорит он, – можно делать это эффективно». Эта концепция нашла отклик в экологически сознательных компаниях Бостона и района залива Сан-Франциско и принесла ему десятки крупных клиентов, в том числе биотехнологическую компанию Genzyme. PlanetTran работает пять лет и в этом году планирует открыть филиалы в других городах США. Поездка на автомобиле компании стоит на треть дороже, чем на такси, но на треть дешевле, чем на традиционной машине с водителем.

Райни – один из растущего числа экологически сознательных предпринимателей, работающих в области туризма и гостиничного бизнеса. Это владельцы отелей, создающие программы экономии энергии и охраны природы, руководители прокатных компаний, вкладывающие средства в покупку гибридных автомобилей, рестораторы, осуществляющие крупномасштабные планы по переработке отходов.

«Так же как в случае с органическими продуктами, часть населения готова доплачивать за экологически чистые транспортные услуги, и таких людей становится все больше», – говорит Брайан Маллинс, президент некоммерческой организации Sustainable Travel International.

Рестораны тоже стараются внести вклад в защиту окружающей среды. Для этого многие приглашают Майкла Ошмана, социального работника, помогающего развитию зеленого движения в бизнесе. В 1990 г. Ошман основал в Бостоне некоммерческую Ассоциацию зеленых ресторанов, в которую входит более 270 членов из 30 штатов. Организация взимает годовую плату в размере от $1000 до $450 в зависимости от размера ресторана. После того как в ресторане избавляются от всей продукции из пенополистирола, начинают использовать программу переработки отходов и вводят не менее четырех новых мер – например, компостирование отходов или приобретение посудомоечной машины, экономящей воду, – он получает наклейку на окно «Зеленый ресторан». Ассоциация проводит инспекцию ресторанов и их счетов, чтобы убедиться, что стандарты выполняются.

«99,9% ресторанов принимают наши идеи, – говорит Ошман. – Они понимают, что экономия топлива – не причуда, переработка отходов – не причуда, нетоксичные химические вещества – не причуда. Все это – разумное ведение бизнеса».