Бедное, но наше

В Перми открылась выставка «Русское бедное» – амбициозная, дорогая и отлично сделанная. Такая и для столицы событие, а для Перми – заявка на музей современного искусства

Замах на Бильбао. Сергей Гордеев

автор проекта, сенатор. «Перми нужен свой музей современного искусства! Не музей-хранилище, а музей-генератор, музей-мотор – штаб по модернизации жизни города. В отличие от глобального Бильбао-Гуггенхайма нам нужен свой музей»

Эта выставка – проект члена Совета Федерации от администрации Пермского края Сергея Гордеева и московского галериста Марата Гельмана – не о горестях бедняков и жалости к падшим, а о форме и материалах: экономных, предельно простых, часто бросовых, в общем – национальных по содержанию.

И только потому смогла она так хорошо вписаться в окружающую действительность, хоть и отреставрировали специально для нее заброшенный Речной вокзал, памятник архитектуры, – о состоянии дел напоминает полуразрушенный железнодорожный вокзальчик с надписью «Пермь» напротив.

Идеально вписавшись в пространство довоенного памятника, экспозиция вышла за его пределы «Границами империи» – грандиозными столбами с навершиями-птичками Николая Полисского, художественным верстовым столбом Юрия Альберта. Указанный на нем немалый километраж до ближайших выставочных залов не кажется шуткой: первая выставка на Речном вокзале остроумным замыслом, отличными работами и приличным бюджетом вписывается не в отечественную – мировую художественную выставочную топографию. Сохраняя связи с исконным, посконным, до боли знакомым, выставка организована с размахом и аккуратностью, свойственными в лучшие времена образцовым немецким кунстхалле.

Участники выставки за редким исключением – главные действующие лица нашего современного искусства. Специально под выставку работы не заказывали – разве что сделали несколько реконструкций утраченных. Например, замечательный «Психоделический фургон» Александра Бродского из необожженной глины с сидящими внутри явно подневольными человечками, уставившимися в видеопроекцию, – других зрелищ нет, как не было и другой работы, а заодно и денег на материалы у автора.

Но не все художники выбирали материал из экономии, как Бродский или один из самых успешных и востребованных сейчас отечественных художников – Валерий Кошляков: с его грандиозного, роскошного сделанного скотчем «архитектурного рисунка» начинается экспозиция. И далеко не все готовы отказаться от фабричной обработки в пользу кустарных самоделок.

Для Сергея Шеховцова поролон просто любимый и удобный материал. На этой выставке едва ли не впервые он смог, не стесняясь в средствах, использовать и фабричную обработку – сделать колонну с натуральными изящными каннелюрами, подобную тем, что под самым потолком выглядывают из-за выставочных выгородок, а затем вручную уже ее слегка подразрушить, превратив в эффектную, облюбованную голубями руину.

Руины и штуки, сделанные по старинным рецептам с помощью топора, пилы и какой-то матери, – это и про евроремонт и новых батраков («Бриллианты» Жанны Кадыровой), и про боевой дух в каждом доме (собранный из ненужной дрянной мебели Ириной Кориной «Танк»), и про человеческие головы, которые видно насквозь со всеми происходящими там несложными процессами – как в проекте Блохина и Кузнецова.

«Русское бедное» демонстрирует вечно живой, никакими прививками гламура и модных трендов не истребимый аскетизм отечественной художественной культуры, ее настоящую близость народу, бедной природе – тут же под окнами Речного вокзала текущей издалека реке Каме, расстилающимся за ней далям, селеньям, окружающему городу.

Именно поэтому в выставку идеально вписалось истинно народное творчество самого удивительного свойства из собрания Владимира Архипова, создателя Музея русских самоделок, – все эти безумные лопаты, сделанные из дорожных знаков, и изготовленный из раздвигающихся дверей душ.

Возможно, из этой истории про русское бедное искусство действительно получится музей в духе суверенной демократии. Пермь