Глобалист: Ставка не сыграла


Российский бизнес, сделавший в последние годы ставку на безоговорочную поддержку действующей власти, попал в тяжелейшую ситуацию.

В последние два месяца убыточность стратегии поддержки путинизма была продемонстрирована вполне реальными финансовыми потерями. Общение с российскими бизнесменами, включая и миллиардеров из списка Forbes (некоторые из них уже превратились просто в мультимиллионеров), не оставляет сомнений: бизнес прекрасно понимает, в какой степени вина за убытки от падения фондового рынка лежит на политике властей – это и последствия провала структурных реформ в экономике; и политические риски из-за войны в Грузии; и конфронтации с Западом; и недостаток компетентности, сопровождаемый высокой коррупцией, что мешает эффективному преодолению кризиса. Бизнес понимает, что обвал был бы менее глубоким, существуй у нас более мощная финансовая система, более адекватные институты, более развитой и ликвидный фондовый рынок.

Дело не только в акциях. Страну захлестнула новая волна государственного рейдерства. Надежды на формирование новых правил игры после прихода к власти Дмитрия Медведева развеялись, никакого «подведения черты» под прежним переделом собственности не случилось, разговоры о преодолении правового нигилизма так и остались разговорами, а государство явно вошло во вкус. Еще вчера бизнесмен Чичваркин с энтузиазмом помогал власти формировать новую национальную элиту, а сегодня у него отобрали бизнес.

Меры по борьбе с финансовым кризисом также не обнадеживают: государство растрачивает свои финансовые ресурсы на поддержку преимущественно дружественных банков и корпораций, помогая им с ликвидностью, выкупая их долги (работая при этом на снижение инвестиционных рейтингов России) и ставя других участников рынка в неравное положение.

Было бы неверным считать, что российский бизнес не озабочен складывающимся положением. Напротив, он чрезвычайно обеспокоен, хотя внешне капитаны бизнеса не подают виду. Однако бизнесмены лишены нормальных для цивилизованного мира каналов влияния на политический курс – через открытую политику, конкуренцию соперничающих партий.

Ни того ни другого в России не осталось, и защищать бизнес некому. Конечно, этого не сможет сделать очередная марионеточная прокремлевская партия, которую планируют создать на базе партии СПС после отставки ее лидера Никиты Белых. Максимум, что позволит этой партии Кремль, – стать новым каналом выпуска пара для либеральной части элиты вроде партии «Гражданская сила» или Института современного развития, влияние которых на реальную политику равно нулю.

Если наш бизнес не найдет сил отказаться от ставки на полную лояльность власти и не начнет всерьез задумываться о необходимости смены политической модели в стране, возврата к полноценной политической конкуренции и о появлении сильной оппозиции, этот бизнес может просто не выжить.