Пропуск в бизнес

После увольнения чиновники в течение двух лет не смогут занимать должности в коммерческих структурах, с которыми были связаны, – если только на это не согласится их бывшее руководство

«Если ввести такой запрет, то министр финансов или экономического развития вообще никуда не смогут уйти, поскольку по должности контролируют практически всю экономику», – комментирует бывший вице-премьер, а ныне зампред Альфа-банка Олег Сысуев. А если чиновник пойдет в бизнес с санкции руководства, то такой механизм лишь укрепит связь власти и бизнеса. «Главное – чтобы действие закона не было избирательным, а действовал он в отношении всех без исключения», – добавляет бывший первый замминистра финансов, президент банка МФК Андрей Вавилов.

Такая новелла есть в антикоррупционном пакете законопроектов, который вчера был одобрен советом по противодействию коррупции под председательством президента Дмитрия Медведева. На днях этот пакет будет внесен в Госдуму, сообщил руководитель администрации президента Сергей Нарышкин.

По словам Нарышкина, сначала среди прочих ограничений, налагаемых на госслужащих (в частности, обязанность декларировать доходы и имущество чиновника, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, докладывать о коррупционных предложениях и неадекватном поведении коллег), просто предусматривался запрет для должностного лица в течение двух лет занимать должности в коммерческой организации, с которой он был связан по службе. Но этот пункт вызвал «ряд замечаний», в итоге чиновникам все-таки разрешат переходить в бизнес, если не возражает их бывший работодатель.

Источник, близкий к руководству совета по противодействию коррупции, говорит, что против запрета на переход чиновников в бизнес-структуры выступили вице-премьер Сергей Собянин, помощник президента Аркадий Дворкович и представитель правительства в высших судах Михаил Барщевский. Они ссылались на то, что тотальный запрет опасен: для некоторых чиновников он будет фактически означать запрет на профессию.

Такой запрет предусматривался еще в первых версиях антикоррупционного закона, речь шла об ограничении для чиновников, которые до этого регулировали конкретное направление бизнеса, знает первый зампред комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков. Например, чиновник Минэнерго, курировавший нефтегазовый сектор, не может перейти работать в компании этих отраслей. При этом подразумевалось, что перечень должностей, на которые будут распространяться ограничения, должен отдельно утверждаться – вероятнее всего, правительством. Новая редакция запрета – это своего рода отступление, отмечает Гришанков.

Бывший замминистра экономического развития Мухаммед Циканов, ныне старший вице-президент компании «Мечел», отмечает: предлагают бороться с последствиями коррупции, а нужно отсекать возможности для подкупа, снижая участие чиновников в принятии экономических решений.