Личный тренер: Быть эффективным


Слава и Сергей учились в одном классе. И жили рядом. Слава – спокойный, улыбчивый, успевал нормально, хоть и без особых достижений. Девчонки доверяли ему секреты, друзья обращались, если требовался рассудительный совет. Обожал готовить. Поэтому никто не удивился, когда он выбрал кулинарный колледж. Сергей, наоборот, – душа компании, организатор и выдумщик, капитан школьной команды по футболу. Мечтал поступить в институт, но не сложилось. Решил поучиться вместе с другом. В колледже ему неожиданно понравилось: сильный студсовет, возможность дополнительного образования, собственная база отдыха.

Преподаватели хорошо знали активного студента. Когда пришло время выбирать место работы, директор колледжа дал личную рекомендацию на Сергея руководителю крупного предприятия. А Слава все свободное время проводил или в библиотеке, разыскивая редкие кулинарные книги, или у плиты. Экспериментировал. Один десерт, приготовленный в подарок, сослужил Славе хорошую службу: на свадьбу к родственникам пришел известный ресторатор. Оценив мастерство юноши, пригласил его поработать в ресторане. И парень попал в свою стихию! Конечно, на многое он пока не мог рассчитывать, зато была возможность учиться у отличных мастеров, участвовать в профессиональных конкурсах.

Слава и Сергей встречались реже. Но дружба не развалилась. Делились планами. Слава мечтал о стажировке в Европе. Грант можно было получить по итогам профессионального конкурса. Когда – через год или три – все равно. Ему важнее был уровень конкурса.

Сергей работал уже мастером кондитерского цеха. Останавливаться не собирался, но чувствовал, что знаний не хватает. Поступил в институт на заочное. Было тяжело, но он понимал, что через четыре года диплом даст возможность занять руководящую должность. И учеба приносила плоды: помня, как трудно ему было вначале, Сергей организовал на заводе систему наставничества, руководил проектом в лаборатории новых технологий.

Кого из друзей можно назвать более эффективным? Автор книги «7 навыков высокоэффективных людей» американец Стивен Кови советует: прежде чем составить представление об эффективности, собственной или другого человека, надо четко представлять результат – то, что мы хотим получить в конце ограниченного временного отрезка. То есть эффективность можно определить как «функцию двух элементов – полученного результата и ресурсов, позволяющих его получить». Стремясь к эффективности, не обязательно учиться всему подряд. Надо оценить свои знания, умения и навыки и освоить недостающие для достижения конкретной цели. Слава полагал такой целью добиться известности в профессиональном сообществе. Сергей мечтал занять должность руководителя. Очевидно, что редкие рецепты и кулинарные конкурсы ему бы в этом не помогли.