Вечные ценности: Жизнь не судьба


На Первом канале завершился показ сериала «Галина», посвященного жизни дочери Брежнева. Художественные достоинства и недостатки фильма, игру актеров пусть обсуждают кинокритики, о том, насколько точно воспроизведена эпоха (действие охватывает около полувека, с 1944 по 1990-е гг.), пусть судят историки. Помимо формы и содержания у любого высказывания есть адресат и есть сверхзадача.

На кого этот сериал рассчитан? Дело ясное – на дворню. На лакеев, которые жадно подглядывают в замочную скважину за роскошной, как им кажется, барской жизнью, завистливо восклицают: «Живут же люди!» – а после ночных пиршеств допивают из хозяйских бокалов шампанское. Это, казалось бы, отменяет обсуждение сверхзадачи фильма, однако создатели сериала уверяют, что она, конечно, существовала и на самом деле они хотели запечатлеть сложную драму, которую представляла собой жизнь главной героини, обнаружить истоки ее трагедии. Галина Брежнева – женщина, конечно, глубоко несчастная, чтобы убедиться насколько, достаточно посмотреть выложенные в сети отрывки ее поздних интервью... Только вот никакой драмы, тем более трагедии из этой жизни не выжмешь.

И вот за это заказчикам и изготовителям данного телепродукта спасибо. Они наглядно продемонстрировали, почему бурные приключения дочки генсека – это не драма и чем настоящая судьба отличается от бесцельно растраченных лет.

Оказывается, обладателем судьбы не может стать любой – нужен талант, нужен масштаб личности. Но и это не все. Должны вмешаться высшие силы и подбросить избраннику испытания. И по закону жанра «судьба человека» герой этим обстоятельствам обязан противостоять, бороться с ними из последних сил, а не капризничать. И его сопротивление даже важней исхода борьбы. Борьбы, у которой – и это последнее условие – обязательно должна существовать высокая цель. Какая – служение любимому делу, отказ предавать близких людей. Во всяком случае: человек судьбы – человек, хранящий верность. Кому-то или чему-то.

Подобных судеб в недавней русской истории в избытке. Почему бы не вспомнить о них, обо всех этих бесчисленных сидельцах, страдальцах, лишенцах, вырвавшихся, вышедших на волю или все-таки погибших. Телевизионщики, например, до сих пор не заметили сюжетного богатства историй знаменитых коммерческих династий – скажем, Петра Смирнова, создателя водки, и его потомков или чайных торговцев Перловых, наследники которых сохранили нам «китайский домик» на Мясницкой. А путь, который прошла певица Лидия Русланова, вернувшаяся на сцену после сталинских лагерей?

Кстати, бриллиантов, страстей, крови во всех этих историях тоже хватало. Но для таких экранизаций требуется значительно больше разысканий, усилий, смелости.