Образование в Санкт-Петербурге: Зарплата для выпускника

Зарплатные аппетиты выпускников петербургских бизнес-школ растут. Но их может умерить финансовый кризис, считают эксперты

Год назад около половины МВА рассчитывали по окончании курсов на зарплату в 50 000–100 000 руб. в месяц, а к сентябрю этого года таких осталась только треть, свидетельствует исследование рекрутингового агентства «HeadHunter::Санкт-Петербург», проанализировавшего свою базу из 2,3 млн резюме и 80 000 вакансий. Зато желающих получать свыше 150 000 руб. в месяц стало больше на 20% от общего количества выпускников.

Рынок все дальше уходит от массовой моды на МВА как образования для менеджеров всех возрастов и уровней профессионализма, считает директор «HeadHunter::Санкт-Петербург» Юлия Сахарова. Такое образование становится уделом состоявшихся профессионалов, желающих структурировать уже полученные в ходе работы управленческие знания и навыки, объясняет она рост зарплатных ожиданий слушателей бизнес-школ.

Среди слушателей школы стало на 15% больше топ-менеджеров и собственников бизнеса, а раньше подавляющее большинство составляли менеджеры среднего звена, утверждает Анна Измайлова, менеджер по маркетингу Стокгольмской школы экономики. По окончании курса МВА выпускники обычно рассчитывают как минимум на удвоение зарплаты, говорит проректор ИМИСП по развитию и внешним связям Дмитрий Павлов.

В ИМИСП двухгодичный курс МВА стоит 22 400 евро, чтобы он окупился за два года, прибавка к ежемесячному доходу слушателя должна составить около 1000 евро, рассуждает он. По словам Павлова, если расходы не окупятся за три-пять лет, значит, они были напрасными.

Работодатели с удовольствием принимают на работу МВА, но получают они обычно столько же, сколько опытный профессионал на такой же позиции. Для такого крупного производственного холдинга, как «Севкабель», наличие степени МВА желательно всего для пяти-шести позиций – например, финансового и коммерческого директоров, гендиректоров заводов, входящих в холдинг, рассказывает представитель пресс-службы «Севкабеля». Но при приеме на работу руководство компании смотрит в первую очередь не на диплом бизнес-школы, а на опыт работы и профессионализм кандидата, утверждает он. В пивоваренной компании «Балтика» диплом МВА не дает привилегий ни при приеме на работу, ни при определении зарплаты, рассказывает директор по HR «Балтики» Надежда Сироткина. Диплом не может заменить опыт менеджера, а вот опыт вполне может заменить диплом, объясняет она позицию компании. Заработная плата и другие формы материального поощрения зависят не от наличия или отсутствия диплома, а от конкретных результатов работы менеджера, передал через пресс-службу компании гендиректор «Ленстройтреста» Александр Лелин: его компания готова платить больше только за эффективность работы.

Тем не менее компании оплачивают бизнес-образование своим руководителям. На «Балтике» работают 11 менеджеров с дипломами МВА, все они прошли курсы за счет компании, говорит Сироткина. «Севкабель» за последние несколько лет дал возможность получить бизнес-образование шести менеджерам, но они почти сразу после получения дипломов покинули холдинг, получив места с более высокими окладами в других компаниях, в том числе иностранных, рассказывает представитель «Севкабеля». Сейчас проходят обучение еще четыре топ-менеджера, но компания оплачивает курсы с условием, что они останутся на своих должностях в течение нескольких лет, сообщил представитель «Севкабеля».

Некоторые компании рассматривают оплату бизнес-образования как метод дополнительного стимулирования менеджеров, говорит президент инвесткомпании «Планета капитал» Ирина Веселова. Но это касается только компаний либо с иностранным капиталом, либо имеющих планы экспансии на зарубежных рынках – пока теория бизнес-школ крайне редко совпадает с реалиями российского бизнеса, рассуждает Веселова.

Зарплаты руководителей высшего звена, к которым в основном относятся выпускники бизнес-школ, растут медленно – по 5–6% в год, знает региональный директор по Северо-Западу рекрутинговой компании Ascendant Алексей Зеленцов. Скоро менеджерам вообще придется умерить свои аппетиты – финансовый кризис приведет к уменьшению количества компаний на рынке и сокращению их структурных подразделений. Уже происходит замораживание новых проектов, компании проводят оптимизацию штатных расписаний, понемногу начинает сокращаться количество открытых вакансий топ-менеджеров, констатирует Сахарова.