Спекулянтов не остановить

Запрет ФСФР на короткие продажи не останавливает инвесткомпании. Они продолжают играть на падении рынка
AP

Предписание ФСФР касается только биржевых сделок, констатирует директор юридического департамента ФК «Открытие» Алексей Быков. По его мнению, игра на понижение рынка за счет сделок обратного репо легальна. Судя по тексту предписания ФСФР, если к моменту продажи ценной бумаги сама ценная бумага находится на счете депо продавца, каким бы образом она туда ни попала, то ее продать можно, говорит вице-президент «Ренессанс капитала» Тимур Ниазбаев. Также можно продать бумагу, если сделка по ее покупке была заключена на бирже с гарантированным клирингом вечером.

Сегодня утром я продал акции крупной стальной компании, которых у меня нет. Вечером я куплю их обратно и заработаю несколько десятков тысяч долларов, – признался «Ведомостям» днем в пятницу трейдер российского инвестбанка. – Кто мне может запретить это сделать?» Запретить может ФСФР: с 18 сентября по специальному предписанию службы приостановлено заключение необеспеченных сделок (шортов). Но это не мешает некоторым трейдерам играть на понижение рынка.

«Все договоры по сделкам, прошедшим в течение дня, заключаются вечером, – продолжает собеседник «Ведомостей». – Естественно, никто не проверяет, когда именно заключались сделки».

Если же есть желание шортить в течение нескольких дней, то можно взять акции в репо. «Этот рынок не умер, – напоминает трейдер. – Я беру акции в долг. Они есть у меня на счете. Я продаю эти акции. Через несколько дней я их покупаю и отдаю. Классический шорт». По его признанию, у клиентов тоже предостаточно возможностей для игры вкороткую. «Я что-то ни разу не слышал, чтобы тут кто-нибудь бегал и кричал: «Есть ли у этого клиента акции на счете? Можем мы их продавать?» – признается трейдер.

Для юрлиц играть на понижение через репо не проблема, рассказывает управляющий крупной инвесткомпании, надо иметь лишь от 1 млн руб.: берешь бумаги в кредит, продаешь их, а к моменту, когда сделка заканчивается, откупаешь и возвращаешь.

«Локальные акции мы не шортим – запрещает служба compliance, – рассказывает трейдер крупного инвестбанка. – Но с депозитарными расписками, если ты можешь их занять, это легко». По его мнению, ограничив короткие продажи, ФСФР лишила брокеров возможности предоставлять профессиональный клиентский сервис. «Раньше ты мог привлечь у клиента бумагу с расчетом через три дня и продать ее на ММВБ, сейчас эта операция приравнивается к шорту, и это неправильно», – считает собеседник газеты. Именно поэтому объемы торгов перетекают в Лондон, полагает он. В пятницу на фондовой бирже ММВБ было заключено сделок с акциями на $957 млн, на Лондонской фондовой бирже – на $1,2 млрд.

ФСФР отказалась от комментариев.