Новинки книжных развалов


Эффект ореола... и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение

Фил Розенцвейг

СПб.: BestBusinessBooks, 2008. 250 с.

Каждый день топ-менеджеры обсуждают многочисленные «вариации на тему самого злободневного вопроса всех времен: какие действия ведут к высоким результатам?». «Это квинтэссенция вопросов в деловом мире», – сухо отмечает профессор Фил Розенцвейг и яростно, со знанием дела, громит тех, кто под видом серьезных исследований пиарит себя и заказчиков.

В их число попали такие корифеи менеджмента, как Том Питерс, Боб Уотермен, Джим Кроллинз и Джерри Поррас (подробный разбор их ошибок содержится в приложении к книге). Досталось и Майклу Портеру вместе с Анитой Макгахен за исследование, где они «задумали определить, в какой мере прибыльность компании зависит от отрасли, в которой она работает, корпорации, к которой принадлежит, и методов, которые использует».

Розенцвейг отмечает, что исследователи обозначили последнюю категорию как «специфическое влияние сегмента», куда занесли ориентацию на потребителя, культуру, управление персоналом, социальную ответственность и т. д. В результате «авторы установили, что на «специфику» можно отнести 32% результатов компаний». Но ведь внутри ее авторы не разобрались и на самом деле, как пишет Розенцвейг, в итоге наблюдаемые «эффекты накладывались друг на друга, объясняя одни и те же 32 %».

Почему тысячи исследователей возводят вавилонскую башню из псевдотрудов и пытаются, иногда весьма успешно, торговать своими идеями? Виной тому, по мнению Розенцвейга, эффект ореола – наше стремление «создать представление о предмете, слишком далеком от тебя, часто просто недоступном для непосредственного суждения, с целью приблизить его и оценить», склонность человека «хвататься за информацию, на первый взгляд значимую, конкретную, которая производит впечатление объективной, и проецировать ее на предметы абстрактные и двусмысленные».

В мире книг есть та же двусмысленность. Розенцвейг ссылается на Джеймса Марча и Роберта Саттона из Университета Стэнфорда, полагающих, что «исследования организаций существуют в двух очень разных мирах». «Первый обращен к практикующим менеджерам и полон размышлений о том, как улучшить результаты, – считают профессора. – Здесь мы находим исследования, цель которых – внушать и успокаивать. Второй требует следовать строгим критериям познания и поощряет его. Здесь верховенство науки, а не истории».

Почему среди бестселлеров в основном книги из первого мира, объясняет иллюзия № 9: «заблуждение организационной физики». Суть ее в том, что для большинства исследователей все компании «сделаны из одинаковых атомов». В итоге многим «нравится думать, что некий высший порядок управляет миром бизнеса по строгим правилам, делая его безошибочным и предсказуемым».