Всегда вместе

Три четверти (75%) россиян не хотят работать вместе с супругами, показали данные опроса портала SuperJob.ru. Психологи и консультанты по персоналу объясняют почему

Что не вредит. Артемий Сычев

декан факультета психологии Высшей школы социально-управленческого консалтинга. «Единственный позитивный вариант, когда муж и жена работают вместе, – семейный бизнес. И то при условии, что дело небольшое».

Владелец компании Baon-Desam Илья Ярошенко 12 лет был женат на Ксении Рясовой, президенте и владелице компании Finn Flare. Супруги были стопроцентными конкурентами, как и их компании по продаже одежды – совершенно одинаковые по размерам и сегменту. «Мы познакомились в 1994 г., – рассказывает Ярошенко, – на фабрике, когда, перебивая друг друга, договаривались о цене на пошив партии одежды. Могу сказать, что это ужасно – работать на одном рынке с женой. Дома у нас продолжалась работа. На кухне за ужином выяснялся «инсайд» конкурента. Возможно, если бы не конкурировали, и не развелись бы».

Три варианта

Большинство опрошенных исследовательским центром портала SuperJob.ru россиян старше 18 лет и состоящих в браке считают, что «работа не должна смешиваться с семейной жизнью», видят в этом «ограничение личного времени и пространства» и полагают, что совместная работа приводит к разводу.

Артемий Сычев, декан факультета психологии Высшей школы социально-управленческого консалтинга, считает, что совместная работа супругов не приносит пользы ни браку, ни делу: «Есть несколько вариантов совместной работы: если супруги конкуренты, если один из них начальник, а другой подчиненный или если это небольшой семейный бизнес. Наибольший вред семейным отношениям наносится в первом случае. Во втором – страдают не только личные отношения, но и бизнес. Супруг-начальник, чтобы избежать негативной реакции других подчиненных, вынужден слишком осторожно оценивать работу жены или мужа, зачастую не давая заслуженного поощрения. Таким образом, ограничивается самореализация супруга-подчиненного, что отражается и на качестве работы, и на личных отношениях». Единственным позитивным вариантом Сычев называет семейный бизнес. «Дело должно быть небольшое, – подчеркивает психолог, – чтобы, кроме мужа и жены, там почти никто не работал. Тогда они будут заниматься каждый своим отрезком, не пересекаясь, не опасаясь негативной оценки подчиненных, не ограничивая деятельность другого и не особо конкурируя друг с другом, поскольку оба стараются для достижения одной цели».

«Формально я у мужа в подчинении, – рассказывает Ирина Шпигель, вместе с мужем владеющая бизнесом по продаже мебели в Перми, – но на практике я отвечаю за контакты с иностранными фабриками и редко получаю приказы от него. Еще в начале совместной работы я мысленно провела черту между семьей и деловыми отношениями. Многие сотрудники узнают, что мы супруги, только проработав с нами несколько месяцев. Не скажу, чтобы личные отношения страдали. Хотя, возможно, будь мне сейчас на 20 лет меньше, я бы организовала собственный бизнес».

Разведут нарочно

Екатерина Лопухина, директор по консалтингу «Экопси консалтинг», несмотря на то что уже 10 лет замужем за Марком Розиным, президентом и управляющим партнером «Экопси консалтинг», отрицательно относится к ситуации, когда супруги работают вместе. «Мы скорее исключение, подтверждающее правило, – утверждает Лопухина. – Муж и жена всегда имеют возможность обсудить деловые моменты дома. И начальник каждого из супругов должен это учитывать. Лишая премии одного, он обижает двоих. Если что-то знает один, есть вероятность, что другой знает тоже, хотя ему и не положено по должности».

«В крупных компаниях запрет на совместную работу родственников регулируется внутренними негласными документами, – делится опытом Мария Самиуллина, гендиректор Job Search Coach. – Соискателя часто спрашивают, работают ли в компании его родственники. Если люди создают семью в процессе работы, администрации приходится разводить мужа и жену по отделам, не связанным вероятностью «сговора с целью получения личной выгоды». Подобная ситуация сложилась в российском филиале западной компании по производству продуктов питания, рассказала Самиуллина: произошел служебный роман между руководителем московского отдела продаж и сотрудницей финансового отдела центрального офиса, отвечающей за бюджетирование. Во избежание «нецелевого использования информации» было принято решение назначить сотрудницу финансовым менеджером дочерней структуры.

Коллеги по закону

Дмитрий Кофанов, юрист, владелец юридической фирмы NS Consulting, говорит, что такое поведение со стороны компании оправдано возможными рисками, но двусмысленно в плане действующего законодательства. «Согласно 3-й статье ТК РФ «Запрещение дискриминации в сфере труда» «никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения...» А значит, любой человек, которого «по семейным обстоятельствам» не взяли на работу или предложили сменить место работы, вправе обратиться в суд», – подчеркивает юрист.

«Служба персонала любой компании постарается не допустить ситуации, когда близкие родственники работают на взаимозависимых должностях, – говорит Зинаида Бородина, HR-директор «Бунге СНГ». – Родственники делятся друг с другом тем, что происходит на работе, и тут не исключено, что кто-то невольно разгласит конфиденциальную информацию. Но факты труднодоказуемы».

Чтобы избежать неловких ситуаций, у HR-департаментов должны быть кодексы деловой этики, считает Бородина. Но они не могут стать документами, на основании которых человека уволят или не примут на работу, напоминает Кофанов.

В компании Ralf Ringer позицию по вопросу сформулировал владелец Андрей Бережной. «Оба супруга могут работать в нашей компании, но не в одном подразделении и не в системе начальник – подчиненный, – цитирует его позицию Елена Родкина, руководитель службы персонала. – Исключение – производство. На должности обувщиков и другие рабочие позиции мы берем целые семьи, приехавшие работать из регионов».