Безупречно, Грейс

«Эпоха Грейс Келли, принцессы Монако» – безупречно сделанная биографическая выставка, рассказывающая историю совершенной женщины
С. Николаев

Выставку, рожденную в Монако из личных вещей, фотографий, домашней хроники и роликов с фильмами, где играла Грейс Келли, пока была американской кинозвездой, делала команда блистательных французских профессионалов.

Куратор – Фредерик Миттеран, режиссер-документалист – составил сценарий деликатный, без всяких нажимов и придыханий, свойственных голливудским байопикам, но с точно рассчитанной драматургией. Дизайнер – Натали Криньер – несколько лет назад сделала в Центре Помпиду выставки о Ролане Барте и Жане Кокто, и это были волшебные, лучшие из биографических выставок, что мне приходилось видеть. «Эпоха Грейс Келли, принцессы Монако», открывшаяся в фонде культуры «Екатерина», тоже получилась очаровывающей.

История жизни Грейс Келли – популярнейшее story ХХ века – измусолена изданиями для барышень. Американская кинозвезда, блондинка идеальной, холодноватой красоты вышла замуж за европейского принца (по любви, а как же иначе) и вдохнула новую жизнь в захудалое, будем честны, крохотное княжество. Это не история Золушки – Грейс Келли была из правильной, состоятельной американской семьи и в 26 лет получила «Оскара». Это был союз Старого и Нового Света, причем неизвестно, какому от этого союза больше повезло.

Выйдя замуж за князя Ренье, Грейс выбрала себе биографию, не похожую на обычную жизнь голливудских кинозвезд с чередой скандалов, разводов и романов, привлекла к своему маленькому двору мировых знаменитостей, стала матерью троих детей. Она сделала все, чтобы обрести судьбу, достойную ее совершенной красоты, – добродетельную, но не банальную.

Лицо Грейс – девочки, актрисы, принцессы и матери семейства – смотрит на зрителей выставки с сотен фотографий и обложек журналов, и от этого спокойного, прекрасного лица не устаешь. Она, кажется, не меняется, вот князь Ренье со временем толстел, седел и скучнел, а его жена оставалась безупречной. Никаких кадров, смущающих зрителя откровенностью, на выставке нет, она рассказывает об идеальной героине и совершенной женщине счастливую историю – зала, посвященного гибели Грейс Келли в автокатастрофе, в экспозиции нет. Она заканчивается кадрами семейной хроники: принцесса Монако сама снимала, как растут ее дети. И эти теплые финальные кадры рифмуются с хроникой семейного отдыха спортивной и дружной семьи Джона Келли, с которой начинается выставка.

Свадебное платье, сценические и бальные наряды, зал сумочек и зал драгоценностей (все, разумеется, от знаменитых кутюрье и ювелирных домов) – предметному миру на выставке отдано должное уважение, и подан он с блестящей дизайнерской изобретательностью. Искусно рассказано и о кинокарьере Грейс – не просто крутятся три фильма Хичкока, но воспроизведен интерьер «Окна во двор», да так, что от него веет фирменным хичкоковским пугающим напряжением. Слегка веет, авторы на эмоции не давят – они сделали выставку очень красивую и безусловно сердечную, но не настолько, чтобы каждый смертный смог до конца понять красавицу принцессу. Она каждому – не ровня.