Инфляционная угроза

Еще летом ускорение инфляции было одной из главных глобальных проблем, волновавших экономистов. Растущие цены на топливо и продовольствие болезненно отражались на домохозяйствах и компаниях в развитых странах, для развивающихся стран эта проблема становилась делом жизни и смерти

Переломный момент. Роберт Зеллик

Президент Всемирного банка. «Сентябрьские события могут оказаться переломным моментом для многих развивающихся стран. Падение экспорта и притока капиталов приведет к сокращению инвестиций. У некоторых стран возникнут серьезные проблемы с платежным балансом. Как всегда, самыми беззащитными окажутся самые бедные».

Но уже осенью пришло время задуматься над новым вопросом: можно ли при выработке экономической политики по борьбе с глобальным финансовым кризисом забыть о проблеме инфляции?

Некоторые страны уже ответили на этот вопрос. В конце сентября Народный банк Китая снизил процентную ставку на 0,27 процентного пункта из опасений, что замедление экономики может быть более сильным, чем хотели и предполагали власти страны. 8 сентября Китай еще раз понизил ставку на 0,27 п. п. до 6,93%. В тот же день центральные банки США, еврозоны, Великобритании, Канады, Швеции и Швейцарии одновременно снизили ставки на 0,5 п. п. Двумя днями раньше ЦБ Австралии понизил ставку на 1 п. п. до 6%. «Обострение финансового кризиса в последнее время существенно усилило риски замедления экономического роста и снизило риски ускорения инфляции. Поэтому потребовалось некоторое смягчение денежной политики в мире», – говорилось в совместном заявлении центробанков. В Федеральной резервной системе считают, что, несмотря на сохраняющиеся риски, «инфляция замедлится в течение этого года и в следующем году».

Забыть об инфляции

Команда специалистов по глобальной экономике из Goldman Sachs пошла еще дальше. Бинит Патэл, Салман Ахмед и Алекс Кэлстон заявили: «Мы считаем, что инфляция едва ли будет серьезной темой; риск стагфляции остается низким и на самом деле снизился еще больше». Более того, считает их коллега, экономист Goldman Sachs Эндрю Тилтон, при падении нефти до $80 за баррель и замедлении роста цен на продовольствие инфляция может оказаться отрицательной в годовом выражении уже к следующему июлю.

Председатель совета директоров Morgan Stanley Asia Стивен Роуч выразился еще проще: «Забудьте про инфляцию». В связи с замедлением темпов роста мировой экономики и падением цен на сырье в ближайшее время реальной может стать угроза дефляции, полагает главный экономист Commerzbank Йорг Крэмер. По мнению экономиста Университета Рутгерса Майкла Бордо, дефляция возможна, если американский план помощи финансовому сектору не сработает и кредитный кризис продолжится.

Двойственная позиция

Но взгляды экономистов и политиков на эту проблему остаются разными. Всего лишь немногим более недели назад председатель Европейского центрального банка Жан-Клод Трише настаивал, что «годовые показатели инфляции, вероятно, на протяжении некоторого времени останутся на более высоком уровне, чем необходимо для поддержания ценовой стабильности». Председатель Банка Англии Мервин Кинг заявил британским парламентариям в сентябре, что остается непреклонным в своем стремлении добиваться снижения инфляции: «Важный урок состоит в том, что именно те центральные банки, которые сфокусированы на задачах снижения инфляции до целевых уровней и поддержании ценовой стабильности, могут поддерживать уверенность и стабильность экономики». Однако обвал на фондовых рынках по всему миру и неспособность властей, несмотря на вливание сотен миллиардов долларов в банковскую систему, разблокировать кредитные рынки заставили Трише и Кинга присоединиться к коллегам из центробанков других стран и пойти на снижение ставки.

МВФ по теме инфляции имеет двойственную точку зрения. Инфляционные риски «быстро снижаются» в развитых экономиках, сказано в экономическом прогнозе МВФ. В то же время «сохраняющееся инфляционное давление, связанное с адаптацией к высоким ценам на сырье», сохраняет эти риски на высоком уровне в развивающихся странах.

Хотя финансовый кризис сейчас оказался в центре внимания и это снижает опасения по поводу инфляции, сохраняющиеся различия во взглядах делают инфляционную картину достаточно расплывчатой.

Смена тренда

До лета инфляция ускорялась по всему миру, поскольку цены на сырье выросли, а нефть за полгода подорожала с $100 за баррель до $147. В развитых экономиках инфляция достигла в июле 4,5%, а ее уровень в развивающихся странах был вдвое выше. При этом если в первых базовая инфляция, исключающая цены на энергоносители и продукты питания, оставалась на относительно невысоком уровне, то во вторых быстро росли цены на многие товары и услуги. Страх, что глобальный спрос на сырье превосходит предложение, а инфляция продолжит расти, глубоко укоренился в экономиках по всему миру.

Эти опасения лишь возросли из-за того, что глубинные причины кризиса ликвидности и глобальной инфляции, возможно, одни и те же – низкие процентные ставки по всему миру, что привело к безответственному росту кредитования в США и высоким темпам экономического роста.

Последствия неожиданного всплеска инфляции заключались во внезапном сокращении реальных доходов домохозяйств, замедлении роста всех экономик, ограничении свободы действий денежных властей, которые потеряли возможность решить проблему роста предложением более дешевых денег из страха еще более подстегнуть инфляцию.

Но в последние несколько месяцев цены на сырье резко снизились, нефть упала ниже $90, что привело к снижению инфляционного давления: замедление роста мировой экономики оказалось более серьезным, чем ожидалось, и это вызвало рост неуверенности у домохозяйств и компаний. В результате снизилась их способность требовать более высокой оплаты труда или повышать цены. Спрос на сырье оказался более чутким к изменениям цен, чем считалось ранее, при этом в большинстве стран зарплаты, судя по всему, не успевают расти вровень с ценами.

Тем не менее не все последние изменения выглядят благоприятно с точки зрения борьбы с инфляцией. Многие развивающиеся экономики пережили рост цен на более широкий спектр продуктов, чем продовольствие и топливо, и это позволяет предположить, что инфляционное давление не исчезло, отмечает МВФ.

Долгосрочный инфляционный стимул

Растущее стремление правительств использовать огромные средства для оказания финансирования помощи банкам и применения других немедленных мер по борьбе с экономическим кризисом также может способствовать дальнейшему росту инфляции. За неделю, во время которой конгресс США обсуждал план Генри Полсона по помощи финансовому сектору на $700 млрд, долгосрочные ожидания рынка в отношении уровня инфляции подскочили на 0,27% до 2,42%.

Профессор Гарвардского университета и бывший главный экономист МВФ Кеннет Рогофф считает, что, хотя краткосрочный прогноз инфляции улучшился в связи с ухудшением перспектив роста мировой экономики, долгосрочный прогноз по-прежнему остается тревожным. «По всему миру и особенно в США соблазнительным решением будет выглядеть использование инфляции для смягчения негативных последствий кредитного кризиса путем снижения реальной стоимости долгов», – считает он. Центральные банки всегда были «тайными инфляционистами», а теперь их желание облегчить долговое бремя будет еще выше, говорит Дэвид Фуллер, издатель инвестиционного бюллетеня Fullermoney.

В конце лета – начале осени 2008 г. мир изменился, и многие правительственные чиновники и сотрудники центробанков могут ослабить внимание к проблеме инфляции. Но угроза состоит в том, что если они расслабятся на слишком длительный срок, то инфляционный шок 2008 г. вернется, причем, возможно, будет еще более опасным.