Как заработать на священных текстах

Йохан Йоргенсен научился зарабатывать на продажах Библии, главного бестселлера всех времен и народов

Библия и бизнес образуют плодотворную комбинацию, говорит Йохан Йоргенсен, шведский интернет-предприниматель. Его компания Voxbiblia использует последние цифровые технологии, чтобы позволить скачивать начитанный текст Библии – на шведском и английском языках – из интернета в виде mp3-файлов или в других аудиоформатах для прослушивания в дороге или дома.

Понятно и детям

«Библии на аудионосителях хватает, – говорит Йоргенсен, принадлежащий к шведской церкви. – Мы же предлагаем новый способ навигации по Библии. Voxbiblia отказалась от деления текста на главы и стихи, которое появилось в Средние века и XVI в. соответственно. Вместо этого мы разбили Библию примерно на 3000 историй на различные темы. А затем мы сделали так, чтобы людям было легко выбрать то, что им нужно в данный момент».

Идея Voxbiblia возникла около 10 лет назад, когда Матс Сундман, молодой священник шведской церкви, рассказал своему другу Йоргенсену о проблемах с учениками, посещающими занятия в церкви перед обрядом конфирмации. Дети не понимали Библию, когда читали ее сами. Ему приходилось рассказывать им истории на основе библейских сюжетов.

Йоргенсен, бывший журналист, писавший на технические темы, в тот момент начинал карьеру интернет-предпринимателя. С одобрения Сундмана он нашел 1 млн евро ($1,3 млн) и в 2000 г. основал компанию Voxbiblia.

Старт и кризис

В январе 2001 г., через месяц после запуска Voxbiblia, должна была поступить вторая часть финансирования. Однако вскоре стало ясно, что денег не будет, так как крах интернет-компаний резко ударил и по Швеции. Йоргенсену удалось сохранить компанию, «сильно нажав на тормоза» и приостановив деятельность до улучшения ситуации.

В следующие четыре года Йоргенсен вернулся к журналистской работе на неполную ставку, при этом продавая собственность и другие активы, чтобы собрать деньги и выкупить долю акционеров Voxbiblia. Он сохранил офисы компании в Стокгольме, сдавая их технологическим компаниям, в том числе Kazaa и Skype.

К 2005 г. финансовое положение Йоргенсена поправилось настолько, чтобы возобновить бизнес, вложив в него еще 500 000 евро собственных средств и наняв Ноа Ресаре, талантливого шведского программиста, на должность главного технолога. Сейчас в Voxbiblia работают 10 человек.

На разных языках

Записанная Voxbiblia англоязычная версия Священного Писания представляет собой версию короля Джеймса. Йоргенсен доверил прочитать текст Библии двум полупрофессиональным британским актерам, живущим в Стокгольме, – Алану Мэнсону и Полу Леопольду.

Когда-нибудь Voxbiblia хочет сделать аудиоверсии Библии и на многих других языках. По данным Международного библейского общества, Библия записана на аудионосители лишь на некоторых языках мира.

Бизнес-план компании включает многократное бесплатное скачивание библейских историй и альбомов через сайты христианских организаций и сайт Voxbiblia.com. «Если людей зацепит услышанное, они будут готовы платить за скачивание», – говорит Йоргенсен. Большинство альбомов стоят $5. Три миллиона библейских историй уже скачано в Швеции, англоязычная версия только начинает набирать обороты. Если бизнес будет развиваться по плану, объем продаж составит «несколько миллионов долларов» в течение двух-трех лет.

«Я уверен, что, поскольку наш продукт является бестселлером всех времен, в другом, более удобном виде, он обречен на успех, – подчеркивает Йоргенсен. – Сейчас люди не читают традиционные книги в переплете, как раньше, а дети учатся читать с помощью телевидения и компьютера. Скоро все привыкнут к получению информации с экрана или путем прослушивания аудиокниг. Во времена кризиса христиане приходят в храм и обращаются к Библии за советом и утешением».