Ориентиры: Кому на Руси жить хорошо будет


Тринадцатого сентября в Перми завершился экономический форум, одним из главных вопросов которого было – как привлечь в город мигрантов, которые стимулировали бы его развитие. Сити-менеджер Аркадий Кац объявил о новой миссии Перми – сделать ее «стартовой площадкой», «лучшим городом возможностей» для человека. «Приезжайте в Пермь, здесь возрастет ваша личная капитализация, и отсюда вы сможете стартовать на совершенно другой карьерной орбите», – призывал администратор.

14 сентября в местном аэропорту «Большое Савино» разбился пассажирский самолет. Погибло 88 человек, летевших в Пермь.

Трагическое стечение обстоятельств, которое, однако, ярко иллюстрирует извечную российскую беду: всем благим начинаниям всегда что-то мешает.

О том, чтобы стать самым сильным и богатым, мечтали, наверное, еще все удельные княжества Киевской Руси. В XIV в. «в люди выбилось» Московское и стало называться «Великим». С тех пор в основном так и повелось: Москве – почет и деньги, остальным – что останется. Со сложившейся ситуацией на Руси боролись, борются и бороться будут. На современном этапе в процесс активно включилась федеральная власть, которой, похоже, надоел образ слишком сильной и богатой столицы, куда по-прежнему стремятся все инвестиционные и миграционные потоки.

«Все ресурсы до сих пор централизуются в Москве, и даже столь любимый властями Питер при гигантском административном ресурсе выскочить за максимум двукратное превышение своей доли населения не может», – говорит Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. По ее словам, пока что мы живем в стране, где словосочетание «крупные агломерации» означает «крупные города второго порядка». Да, в регионы пошли инвестиции, но «попытки развития крупных городов гораздо чаще заканчиваются неудачами, чем удачами», развивает мысль коллеги Михаил Дмитриев, президент фонда «Центр стратегических разработок». Как неудачные примеры создания агломераций он приводит Иркутск, Челябинск. Да и существующий по большей мере в журналистских статьях Московский регион (Москва + область).

Так что новая задача власти – сделать всю Россию комфортной для проживания – по-человечески понятна. Минрегион совместно с приглашенными аналитиками разрабатывает сейчас «Стратегию развития массового строительства жилья для всех категорий граждан». Рассчитана она до 2020 г. Очевидно, «Стратегия» расширит, а может, разовьет (или заменит?) программу «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». До чиновников наконец дошло: ну недоступна населению даже самая некомфортная хрущевка, так как продается она по заоблачным ценам теперь уже в любом крупном городе России. К примеру, в той же Перми 1 кв. м на вторичном рынке в сентябре стоил под 60 000 руб. (о ценах на квартиры в других российских городах – на стр. 08–11).

Чиновники Минрегиона пишут: «Положения долгосрочной жилищной стратегии будут являться базой для единого понимания роли жилищного строительства, эксплуатации жилого фонда и перспектив его развития органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, бизнесом, собственниками и нанимателями жилья, всеми слоями общества». На сайте министерства висит объявление: «По вопросам подготовки стратегии обращаться по таким-то контактным телефонам». Непонятно, то ли приглашаются все желающие граждане поучаствовать в столь богоугодном деле, то ли стимулируются власти на местах «решить и доложить проблему».

На Пермском форуме хорошую фразу сказал губернатор края Олег Чиркунов: «Как принимает решение человек, где ему жить? Работа, климат, возможность воспитания и образования детей или просто оттого, что в этом городе, как говорится, ему в кайф жить». Но губернатор признался, что не знает, как ответить на эти вопросы применительно к Пермскому краю.

Похоже, это знает Аркадий Кац. В своем выступлении он заявил: «Люди поедут туда, где лучше... Поэтому нам надо ставить очень простую задачу – быть не третьим, не пятым и т. д. городом России, а быть лучшим городом России». Хотя Кац признал, что по качеству жизни и сервису Пермь отстала от двух столиц «на года».

Город, особенно его центр, и впрямь производит на приезжих не слишком благоприятное впечатление. Обшарпанные дома, давно не ремонтировавшийся Пермский оперный театр (здесь была в эвакуации знаменитая Мариинка, местным артистам преподавали тонкости балетного искусства ее педагоги, и пермский балет до сих пор считают одним из лучших в России).

Красивейшая река Кама и отсутствующая как класс набережная. Серьезный разговор о том, как ее обустроить, в Перми начали года два тому назад. Но до сих пор на одном берегу Камы – болотистая Камская долина, планы по застройке которой пермские власти вынашивают с конца 70-х гг. прошлого века, на другом – вросшие в землю строения, зоопарк и художественная галерея в кафедральном соборе. Собор уже несколько лет как передан Русской православной церкви, с тех пор работники галереи сидят на чемоданах, готовятся к переезду «в никуда». В прошлом году в Перми проводили конкурс на лучший проект нового здания для галереи, в которой экспонируется одна из крупнейших в России коллекций религиозной деревянной скульптуры. Пригласили иностранных, московских, ну и пермских архитекторов, победителям выплатили внушительные премии. На том дело пока заглохло. В общем, так и живут: от планов к заявлениям.

А пока что ежегодно из Перми уезжает по 8000 человек. Приезжают, признаются чиновники, в основном в командировки. Согласно всем аналитическим отчетам Пермь – перспективный город для инвестиций.