Вопрос дня: Кто расплатится за массовые сокращения?


РСПП предлагает переложить на государство часть бремени по выплате выходного пособия. Сейчас при увольнении по сокращению штатов компания платит работнику зарплату фактически еще пять месяцев: два месяца после предупреждения об увольнении работник остается в штате, затем получает выходное пособие за два месяца (для северных территорий – за четыре) и еще одну зарплату – если за этот срок не успел найти работу. Бизнес должен выплачивать выходное пособие за месяц, дальнейшее – дело государства, считают в РСПП.

Федор Прокопов

вице-президент РСПП

«Мы помним опыт 1990-х гг., когда формально действовали те же самые, принятые еще в советское время нормы закона. Предприятия по понятным причинам физически не могли выплатить выходное пособие. Люди остались без средств к существованию. Естественно, никто сегодня не прогнозирует даже аналога начала 1990-х. Но можно предположить, что если для крупных компаний выходное пособие – не проблема, то в отдельных секторах и на небольших предприятиях люди могут оказаться без средств к существованию. Должны ли люди от этого страдать? Должны ли они остаться на пособии по безработице – от 700 до 2800 руб. при средней зарплате в России более 17 000 руб.? Это предложение в первую очередь защищает права работников. Мы говорим о том, что нужно пересматривать систему, уже не первый год на круглых столах и экспертных встречах. Но почему-то только сейчас эти заявления вызвали такой ажиотаж. Видимо, причина – в нынешней ситуации в экономике».

Евгений Гонтмахер

руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН

«Год назад компании почему-то действовали по Трудовому кодексу и не особо жаловались. Возможно, сейчас бизнес хочет освободиться от лишнего персонала, и это правильно. Но при этом компании не хотят нести дополнительные затраты. А к этой сиюминутной идее я отношусь отрицательно. Я реалист и понимаю, что государство эти расходы никогда на себя не возьмет. Дело даже не в том, достаточно ли денег в бюджете. Государство принимает только те предложения от бизнеса, которые считает необходимыми. А чиновники уверены, что и так сделали очень много для спасения компаний и фондового рынка. К тому же дополнительную нагрузку по ЕСН на компании возложили только с 1 января 2010 г. Хотя могли и с 1 января 2009 г. Исходя из всего этого, государство считает, что бизнес тоже должен внести свою лепту в выход из кризиса, а не перекладывать все на плечи государства»

Владимир Гимпельсон

директор центра трудовых исследований ВШЭ

«О желательности такого рода поправок в трудовое законодательство наш центр говорит уже более пяти лет. В самых социально ориентированных государствах Европы вроде Германии или скандинавских стран работник получает при увольнении меньше, чем в России. Кроме того, размер компенсации зависит от стажа: недавно нанятый сотрудник получит гораздо меньше старожила. У нас условия одинаковы и для первого, и для второго. Избыточная защита работников от увольнений по экономическим причинам так же плоха, как и недостаточная. Издержки увольнения всегда становятся издержками найма. Чем труднее уволить работника в плохие для бизнеса времена, тем меньше стимулов нанимать новых в хорошие. Это пагубно отражается на создании новых рабочих мест. А без интенсивного замещения старых и малопроизводительных рабочих мест новыми высокопроизводительными не будет конкурентоспособной и эффективной экономики. За последние семь лет абсолютное число рабочих мест в компаниях всех видов сократилось более чем на 3 млн человек до 48 млн. А общее количество занятых (включая неформальный сектор, где социальная защита вообще отсутствует) увеличилось почти до 70 млн. Это означает, что почти каждый второй занятый находится в сегменте малопроизводительной занятости и вообще вне норм Трудового кодекса. Так что предлагаемая РСПП мера сама по себе правильная, но время выбрано неудачно. Такого рода политически непопулярные меры имеют шанс либо на этапе быстрого роста спроса на труд, либо во время острого кризиса, когда у власти нет выхода. Можно лишь предположить, что между РСПП и правительством идет большой кулуарный торг по поводу всего пакета налогов (НДС, ЕСН, налоги на нефтяников) и это предложение еще один аргумент для большого торга»

Евгений Чичваркин

председатель совета директоров компании «Евросеть»

«Если бы все, что происходит в бизнесе, было в частных руках, это была бы неправильная мера. В ситуации, когда государство [находится] достаточно глубоко в экономике, это правильная мера. Она ослабит давление на бизнес в кризисный период»

Сергей Зивенко

президент ТПГ «Кристалл» (Калуга), экс-глава ФГУП «Росспиртпром»

«Как бывший государственник, могу оценить только отрицательно. Если компания не может обеспечить увольнение сотрудника, ее существование на рынке сомнительно. Почему за моих сотрудников должно платить государство? Высокие зарплаты – такой же пузырь, как раздутые на спекуляциях акции. В реальном секторе оклад и число работников определяются только исходя из реальной же, просчитанной доходности бизнеса. В самом худшем случае это станет еще одним источником заработка. В компании могут набрать кучу родственников по блату, назначить им многомиллионные оклады, а потом уволить. И что, государство должно это оплачивать?»