Заботы колдуна

Выставка Тони Оуслера – это фантастический мир, населенный высокотехнологичной нечистью, о чем-то вещающей зрителю
С. Николаев

Никакой войны. Тони Оуслер

художник. «Я тут, в Москве, спрашиваю людей про холодную войну, а они удивляются: какая холодная война, мы о ней давно забыли»

Персональная выставка американского художника Тони Оуслера, открытая на Винзаводе Мультимедийным комплексом актуальных искусств (это, напомним, официальное и в данном случае более уместное название Московского дома фотографии), – первая в Москве. До этого оуслеровские «пузыри» привозили к нам на «Арт Москву», и там среди работ других художников они неизменно вызывали улыбку и симпатию, казались пришельцами из другого, детского мира фантастических ужастиков и голливудских сказок про приведения. Хотя цены на эти притаившиеся в углу стендов шарики, строящие смешные гримаски, были вполне себе взрослые.

Теперь пять больших видеоинсталляций, составляющих выставку Оуслера: «Водяной», «Инопланетянин», «Кульминация», «Топор» и «Облако» – оставлены наедине со зрителями. Условия для встречи созданы идеальные – места вокруг каждой много, так что все объекты погружены в соответствующую атмосферу впечатляющих компьютерных эффектов. Вдоволь поглазев на замогильными голосами завывающих монстров, подивившись их неземной мимике, зрители в конце концов могут и задуматься: к чему бы это?

Конечно, произведение искусства смысл иметь не обязано – ему достаточно удивлять, радовать, забавлять или развлекать. Видеоскульптуры Оуслера с этими обязанностями справляются превосходно. Но как-то уже трудно не удивляться, почему столько нечисти развелось вокруг. В основном, конечно, она глядит на нас с экрана, а вот Оуслер вводит ее в реальное пространство, и это приносит ему славу и коммерческий успех.

Принцип того, что делает художник, прост – видеопроекция направляется на объект, в результате чего возникают ожившие многоглазые облака-амебы, сварливо жалующаяся на жизнь голова, раненная топором и морковкой, или живой как ртуть «разливающийся» водяной. Принцип-то прост, но воплощается очень сложно – для того чтобы эффект оживления был убедительным, над каждой видеоскульптурой колдуют кроме самого Оуслера художники и инженеры.

«Колдовство» – слово к творчеству Оуслера очень подходящее, его высокотехнологичные создания действительно кажутся персонажами фольклорными. Настолько, насколько, например, Йода, хоббиты или привидение Каспер (на него часто похожи герои Оуслера, но не те, что показаны на этой выставке) давно потеряли для нас связь со своими авторами.

Тексты, сопровождающие выставленные произведения, пытаются пояснить смысл показанного, но звучат они не разумнее, чем речевые излияния «Топора» или «Водяного».

Критику современных медиа, влияние фильма «Капля» о холодной войне, который вдохновил Оуслера на создание «Инопланетянина», и экологическую озабоченность разглядеть на выставке трудно. То ли перевод пояснений плох, то ли составители этих текстов сами не вполне понимают, о чем пишут.

А возможно, никто просто не в силах объяснить, почему с помощью компьютера и видеокамеры одни взрослые люди не устают создавать страшилки, а другие – смотреть на них во все глаза. Кто вообще объяснит, почему водяной бессмертен?.