Закладывай или проиграешь

Бизнесмены, обратившиеся за деньгами на покрытие внешних долгов к Внешэкономбанку, должны быть готовы заложить активы государству и допустить его представителей к управлению. Многие, похоже, готовы платить высокую цену
Д. Гришкин

Первыми получателями госпомощи могут оказаться госкомпании. «Нам до конца года предстоит рефинансировать $2,4 млрд – это не столь большая сумма, но выход ВТБ на рынок маловероятен. Поэтому мы обратимся или уже обратились в ВЭБ с заявкой на рефинансирование», – заявил вчера президент ВТБ Андрей Костин. В 2009 г., по его словам, ВТБ нужно будет погасить около $9 млрд долга и банк рассчитывает на кредиты ВЭБа, если привлечь средства на рынке не удастся. «Роснефти» до конца года нужно погасить примерно $800 млн, рассказывает источник, близкий к компании. Всю сумму она рассчитывает занять у ВЭБа, чтобы рефинансировать долг, говорит он. В ВЭБ обратилась и «Газпром нефть» (общий долг «Газпром нефти» на 30 июня – $2,3 млрд, сроком до года, по данным Unicredit Aton – $197 млн). Но среди претендентов на деньги ВЭБа немало и частных компаний: «Лукойл» ($2,3 млрд надо погасить за год на 30 июня, по данным Unicredit Aton), ТНК-BP ($277 млн). «Мы подали заявку на получение кредита ВЭБа», – говорит представитель UC Rusal Вера Курочкина. «Цель – рефинансирование кредитов, полученных от иностранных банков на модернизацию наших предприятий и строительство новых заводов», – говорит она. Точную сумму она не называет. Общий долг UC Rusal – $14 млрд, а инвестпрограмма на 2008 г. – $2,5 млрд. На непроизводственные нужды брался кредит в $4,5 млрд – на покупку акций «Норникеля». Среди других заемщиков ВЭБа – ПИК ($1,3 млрд, по данным Unicredit Aton) и АФК «Система» ($2,98 млрд). АФК «Система» обратилась в ВЭБ за $125 млн для погашения кредита, привлеченного дочерним «Ситрониксом» в Dresdner Bank, говорит представитель АФК Ирина Потехина. Вице-президент ГК ПИК Артем Эйрамджанц подробности обсуждать отказался.

«Мы должны рефинансировать только те кредиты, которые привлекались для реализации инвестпроектов или приобретения активов в России. И помощь, как правило, будет предоставляться тем компаниям, которые самостоятельно привлекут софинансирование и таким образом будут разделять риски с государством», – заявил вчера премьер-министр Владимир Путин, открывая заседание наблюдательного совета Внешэкономбанка (ВЭБ), где утверждался порядок рефинансирования внешних долгов.

ЦБ выделяет Внешэкономбанку $50 млрд, напомнил Путин. А до конца 2009 г. российским компаниям и банкам надо погасить почти втрое больше – величина их обязательств перед иностранными кредиторами, по подсчетам ЦБ, составляла на 1 июля более $160 млрд. В реальности может потребоваться немногим более половины этой суммы, поскольку ряд сделок, которые отражаются в статистике как внешний долг, являются внутренними операциями холдингов, рассказывает экономист, готовивший расчеты для правительства.

Внешэкономбанк уже получил порядка 35 заявок, из них около 20 – от банков, рассказал председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. По его словам, объем заявок уже превышает выделяемые $50 млрд. Уже запрошено около $70 млрд, однако компании это сделали, еще не зная требований к заемщикам, поэтому сумма должна скорректироваться, говорит источник в наблюдательном совете ВЭБа.

Минимальный объем рефинансирования от ВЭБа составит $100 млн, максимальный – $2,5 млрд, рассказал Дмитриев.

Нельзя спасти всех, рассуждает сотрудник ВЭБа. Нижняя граница обозначает значимые для экономики и безопасности страны компании. Меморандумом о финансовой политике ВЭБа предусмотрен лимит на одного или группу связанных заемщиков в размере 25% от капитала. «Исходя из заявленного увеличения капитала ВЭБа на 75 млрд руб. сейчас капитал составляет 180 млрд руб. – мы выходим на цифру $2,5 млрд», – объяснил Дмитриев.

При этом самой компании или ее акционерам потребуется найти не менее 25% от суммы, возвращаемой иностранным кредиторам с помощью ВЭБа. Ставка не может быть ниже LIBOR + 5% годовых или той ставки, по которой привлекался погашаемый заем. ВЭБ вправе потребовать дополнительное обеспечение, в том числе поручительств акционеров и отдельных граждан, а также включение его представителей в органы управления компаний-заемщиков (см. врез). «Пока вводить представителей или брать в залог акции самой компании не планируется, это сделано на всякий случай», – успокаивает один из чиновников.