Новинка от РЖД

Отказавшись от денег Внешэкономбанка (ВЭБ), РЖД предложит государству инфраструктурные облигации. Монополии нужно 100 млрд руб. в 2009 г.

«Российские железные дороги»

Железнодорожная монополия. Выручка – 1,016 трлн руб. (МСФО, 2007 г.). Чистая прибыль – 144,9 млрд руб.

РЖД готова предложить государству приобрести облигации на 100 млрд руб., рассказал вице-президент монополии Валерий Решетников на слушаниях в Общественной палате. Он напомнил, что размещение евробондов РЖД отложено на неопределенный срок из-за кризиса и размещение облигаций на эту сумму позволило бы не сокращать инвестпрограмму. «Государство может купить наши облигации с не меньшей доходностью, чем западный инвестор», – сказал Решетников.

В начале октября президент РЖД Владимир Якунин заявлял, что у компании нет нужды занимать у ВЭБа для исполнения своих обязательств. Но у РЖД есть программа заимствований на 2009 г., в которой не хватает тех самых 100 млрд руб., подтвердили сотрудник РЖД и источник, близкий к руководству монополии. Совет директоров РЖД программу на 2009 г. должен принять до конца октября, сказал он.

По его словам, речь идет об инфраструктурных облигациях на 10–15 лет, которые планируется выпускать под конкретные проекты, указанные в инвестпрограмме РЖД. Чтобы привлечь инвесторов к облигациям с такими сроками, нужно обеспечить им возможность рефинансирования. Для этого РЖД предлагает привлечь к этим операциям Центробанк, чтобы держатели облигаций могли закладывать их в ЦБ более чем на год с дисконтом до 15%.

По словам сотрудника РЖД, компания обсуждала это с Минтрансом и Минэкономразвития. В этих ведомствах комментировать это не стали.

РЖД нужны не деньги ВЭБа на исполнение обязательств, а финансовый инструмент для господдержки инфраструктурных проектов, говорит директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. Государство как владелец РЖД, утвердивший ее инвестпрограмму, может принять участие в ее проектах, считает он.