Подсчет шедевров

Такого количества шедевров, готовящихся к продаже, Москва еще не видела – два главных аукционных дома привезли превосходные коллекции топ-лотов. Но как они продадутся, предугадать трудно
С. Николаев

Вчера в отстраивающейся заново усадьбе на Мясницкой открыл на два дня свою выставку топ-лотов Christie’s. Завтра в особняке на Гоголевском бульваре, ставшем очередным музеем, подведомственным Зурабу Церетели, на четыре дня свою предаукционную выставку откроет Sotheby’s. Сравнивать их даже не хочется: обе необыкновенно хороши, собраны из первоклассных произведений не только очень высокой цены, но и несомненных художественных достоинств.

Sotheby’s взял размахом – привез около сотни произведений, в том числе таких дорогих, как «Отдыхающая танцовщица» Дега (эстимейт – более $40 млн); «Вампир» Эдварда Мунка ($35 млн), способный украсить экспозицию самого почтенного музея; «Арлекин» Пикассо ($30 млн), написанный в переходной к кубизму манере; большой и выразительный портрет «Сидящего человека» Амедео Модильяни ($18–25 млн). Исключительно качественные вещи есть и в коллекции русского искусства, и в подборе современного. Но главная тут – бомба торгов 3 ноября в Нью-Йорке – «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, предварительно оцененная в $60 млн.

На выставке Christie’s работ вполовину меньше, ценовая вершина здесь – «Этюд к автопортрету» Фрэнсиса Бэкона ($40–60 млн). В его тени – но только денежной, а никак не художественной – пленительное «Самозабвение» Анри Тулуз-Лотрека ($10–14 млн), впечатляющая «Абстрактная работа» Герхарда Рихтера ($13,5–15,5 млн), «Этюд к Импровизации № 3» Василия Кандинского ($13,5–15,5 млн) и дивные акварели Джозефа Тернера, где в кабинетном формате видна фантастическая мощь этого великого художника.

В мирное время буквально каждой из работ, показанных на этих выставках, можно было бы написать панегирик. Но в разгар мирового экономического кризиса главная интрига – будут ли они куплены.

Аукционисты в прогнозах сдержанны. Йохан Пулкканен, президент европейского отделения Christie’s, говорит, что люди, продающие произведения, пока осторожности не проявляют и это обнадеживающий признак. Если бы продавцы не были уверены, что картины уйдут, то не выставляли бы их на торги. А на этой выставке – и тут Пулкканен с удовольствием и гордостью смотрит на экспозицию Christie’s – собраны превосходные произведения.

Соня Беккерман, вице-президент русского департамента Sotheby’s, говорит, что, конечно, все понимают, что происходит в мире, но пока осенние торги шли вполне успешно. Она думает, что хорошие, по-настоящему ценные, редкие произведения будут проданы и не упадут в цене. И вообще, как можно не купить такое, удивляется она, с нежностью смотря на картины Бориса Григорьева, действительно очень хорошие.

Можно или уже нельзя купить и продать шедевры по установившимся в последние годы исключительно высоким ценам, скоро станет ясно. Аукционы, топ-лоты которых привезли в Москву, пройдут в ноябре в Лондоне и Нью-Йорке.