«Русская» под защитой

«Союзплодоимпорт» продолжает борьбу за русскую водку. Теперь и на европейском уровне
С.Портер

В понедельник генеральный директор ФКП «Союзплодоимпорт» Владимир Логинов направил министру сельского хозяйства Алексею Гордееву письмо, в котором просил защищать наименование места происхождения товара (НМПТ) «русская водка» не только в России, но и за ее пределами (копия письма есть у «Ведомостей»). Именно Минсельхоз выдает заключение о соответствии продукции показателям русской водки. Вчера Минсельхоз удовлетворил просьбу главы ФКП, рассказал Логинов. На совещании, где присутствовали представители всех четырех компаний, имеющих право называть свою водку «русской» (см. врез), было решено объединить их в ассоциацию «Русская водка». От ее имени планируется подать в течение месяца заявку на регистрацию наименования «русская водка» в ЕС, говорит Логинов: в Европе действует директива № 110/2008, предоставляющая правовую охрану товарам, контролируемым по месту происхождения, в том числе для стран, не являющихся членами ЕС. Получить комментарии в Минсельхозе не удалось. Представители «Русского стандарта», «Гросса» и «Росспиртпрома» подтвердили, что были на совещании, на котором предложено создать ассоциацию.

Вадим Касьянов, коммерческий директор «Русского алкоголя», называет создание ассоциации хорошей новостью, однако считает, что тот факт, что в организацию вошло всего четыре производителя, ограничивает ее возможности. Президент SPI Group Андрей Скурихин не думает, что создание ассоциации как-то повлияет на международную деятельность его компании и ФКП. «Мы не связываем образование «Русской водки» с какими-либо судебными процессами, – говорит Логинов. – Это лишь защита национального достояния». «Союзплодоимпорт» провел больше сотни судебных процессов в попытке оспорить права SPI на марку Stolichnaya в России и в мире, пока победа за редким исключением остается за SPI.

Чтобы успешно защитить НМПТ «русской» в ЕС, производителям, возможно, придется доказывать, что состав водки определяется географическим положением, а это сложно, говорит патентный поверенный Андрей Кудаков. Евгений Ариевич, партнер Baker & McKenzie, считает, что особой рецептуры у водки нет. Сомнительно, что за рубежом «русскую» признают НМПТ, думает он: «Мы могли бы успешно защищать «русскую» в странах, с которыми заключены договоры о признании географических наименований, но таких договоров у России нет».