Жиль Пелиссон: «У нас появились другие партнеры», - Жиль Пелиссон, генеральный директор группы Accor

Чтобы продолжать строительство отелей в России в условиях кризиса, Accor предпочитает работать с небольшими девелоперами, менее подверженными финансовым проблемам
С.Портер

Гостиницы в России – одни из самых дорогих в мире, при этом качество сервиса оставляет желать лучшего. Жиль Пелиссон, гендиректор одной из крупнейших в мире компаний по управлению отелями, объясняет это огромным дефицитом отелей. «Пока администрации городов не предоставят возможность строительства отелей экономкласса, цены также не смогут снизиться. Цены на землю, подключение к коммунальным услугам очень высоки, что тоже отражается на стоимости отелей. Учитывая существующие цены на землю, в основном будут строиться 5-звездочные отели», – прогнозирует он.

– На открытие одного отеля Ibis надо около $15–20 млн. В общей сложности получится около $1 млрд, инвестированного нашими партнерами. Мы только управляем отелями. Исторически мы работали с крупными партнерами, такими как «Аэрофлот» или «Открытые инвестиции». Сейчас у нас появились и другие партнеры: финская Kesco, Институт перерабатывающей промышленности, несколько небольших региональных девелоперов. Всего у нас 15 партнеров с собственными капиталами либо доступом к кредитным ресурсам. Это не крупные игроки, которые из-за больших портфелей действительно могут столкнуться с проблемой привлечения кредитов. Мы разбрасываем риски между ними. Если даже один или два проекта будут отложены, другие будут продолжать развиваться.

1988

исполнительный директор сети ресторанов Courtepaille

1992

сопредседатель сети Novotel под управлением Accor

1995

главный исполнительный директор и председатель Euro Disney

2000

руководитель Suez-Telefonica ST3G

2001

главный исполнительный директор Bouygues Telecom

2006

главный исполнительный директор Accor

Accor Group

Оператор гостиничных сетей. Выручка – 8,1 млрд евро (2007 г.), чистая прибыль – 883 млн евро. Капитализация – 9,6 млрд евро. Акционеры: 35,9% – у менеджмента и основателей компании, 64,1% – в свободном обращении. Accor Group работает примерно в 100 странах и управляет более чем 4000 отелей в различных ценовых сегментах: Sofitel (отели класса люкс), Novotel, Mercure, Suitehotel (средний класс), Ibis, AllSeasons (экономкласс), а также бюджетные Motel 6 и Formule1. Общий номерной фонд – около 480 000 номеров.

– В 2007 г. Accor обещала открыть в России 20–30 отелей. Планы в силе?

– К 2010–2012 гг. откроем примерно 20 отелей. У нас уже работают три отеля Novotel и один Ibis, еще пять откроем в 2009 г. Восемь отелей сейчас строятся. Из-за кризиса могут возникнуть только временные сложности с привлечением финансовых средств в краткосрочном периоде. Доступ к долгосрочному финансированию действительно остается серьезной проблемой. Но в России есть проблемы и пострашнее. Очень много времени занимает решение административных вопросов и различных согласований, для того чтобы открыть отель. Земельное законодательство слишком запутанное, очень часто возникают вопросы, связанные с правом собственности на землю. Нужно потратить много времени, чтобы в дальнейшем не возникло никаких встречных исков и притязаний на собственность. Все это замедляет и удорожает процесс строительства гостиниц.

– Каков общий объем инвестиций в отели, которыми вы управляете в России?

– Сколько зарабатывает Accor в России? На каких условиях заключаете договоры с инвесторами?

– Условия контрактов – коммерческая тайна. Каждый проект требует отдельной оценки. На российском рынке есть специфический момент: срок девелопмента, строительства и запуска проекта длиннее, чем в Европе, но инвестиции возвращаются гораздо быстрее. В Москве проекты могут окупиться за 4–7 лет, а в регионах – за 6–9 лет. Это значительно быстрее, чем в странах Западной Европы, где гостиниц больше.

– В России пока работают две сети, принадлежащие Accor: Novotel и Ibis. Собираетесь выводить на наш рынок другие бренды?

– Конечно. Прежде всего отели Pullman «5 звезд». Рассматриваем различные проекты под Pullman в Москве и регионах. Уже подписали договор управления на открытие Mercure в Тюмени. Этот бренд находится в том же сегменте, что и Novotel. То есть под него, так же как и в случае с Pullman, можно приобретать существующие отели и превращать их в Mercure. Есть еще один бренд – All Seasons, сеть отелей в экономсегменте. Он, как и Mercure, менее стандартизированный, и мы считаем, что в России он будет дополнять Ibis, который уже работает в Санкт-Петербурге. Первый All Seasons откроется в Омске. Это существующий отель, который будет переделан в All Seasons. Мы сейчас начнем строительство отеля Mercurе на Третьем транспортном кольце в районе Сущевского Вала. Там будет 250 номеров. Пока не могу сказать, кто будет вести строительство: процесс всех согласований еще не закончен. Мы также рассматриваем различные варианты под Sofitel в Москве и Сочи. Первый Sofitel будет открыт в «Москва-Сити», договор уже подписан.

– Как вы оцениваете потенциальную прибыльность отельного бизнеса? Из-за кризиса люди будут экономить и останавливаться в более дешевых отелях...

– Да, некоторые наши клиенты, останавливавшиеся в отелях уровня «3–4 звезды», возможно, будут останавливаться в отелях уровня «2–3 звезды». Но у нас защищенное портфолио с точки зрения географии и класса – от отелей экономкласса до люксовых отелей, и это позволит группе встретить этот экономический цикл без каких-либо сложностей. Около 70% дохода мы получаем от наших сервис-услуг и отелей экономсегмента в Европе, которые менее всего подвержены цикличности. Группа намерена показать прибыль до вычета налогов и единовременных расходов в объеме 910–930 млн евро. Ожидаем, что рентабельность будет с ростом прибыли в 16% до вычета налогов и до вычета прибыли акционеров, что сопоставимо с прошлым годом. В первой половине года мы получили хорошие результаты, напрямую связанные с кардинальной трансформацией группы, проведенной два года назад. Наш доход вырос на 5,2%, и наша прибыльность увеличилась.

– В каких странах кризис сказался на девелоперах и компаниях по управлению недвижимостью в большей степени?

– В США. Я был в Нью-Йорке не так давно и мог сам убедиться, насколько трудно там сейчас привлечь долгосрочное финансирование. Нас кризис там не задел, потому что у нас там большое количество бюджетных отелей Motel 6, многие из которых работают по франшизе. В Испании также большие проблемы и много проектов было остановлено. Но и там наши отели продолжают строиться, так как там по-прежнему есть спрос на бюджетные и экономичные отели.