Пора экономить

Рост российской экономики замедлится, а доходы бюджета будут снижаться. Однако расходы бюджета сокращены почти не будут, обещают чиновники
Д. Гришкин

В России кризиса нет», – заверил в пятницу высокопоставленный чиновник правительства: по итогам сентября рост экономики (7,6%) даже выше, чем годом ранее.

Прогнозы на 2009 г. все ниже: министр финансов Алексей Кудрин счел прогноз роста экономики в 5,5% слишком оптимистическим, Goldman Sаchs понизил прогноз до 4%, а аналитик Standard & Poor’s Фрэнк Гилл сообщил, что реалистичный вариант – 3%.

Средняя цена барреля Urals с начала года составила $106, с начала сентября – $89. В пятницу российская нефть шла по $63,3 – 44% июльской цены.

Бюджет-2009 рассчитан исходя из цены барреля нефти в $95, запланированный объем ВВП – 51,5 трлн руб. при росте в 6,7%. Доходы бюджета должны составить 10,9 трлн руб. (нефтегазовые – 4,7 трлн), расходы – 9 трлн руб.

При снижении среднегодовой цены нефти до $80 бюджет недосчитается 300 млрд руб. нефтегазовых доходов и еще 100 млрд – ненефтегазовых, говорит чиновник Минэкономразвития, есть резерв в виде нефтегазового трансферта, его максимальный объем – 5,5% ВВП, а бюджет сверстан исходя из объема 4,9% ВВП. Увеличение трансферта добавит порядка 300 млрд руб., но этот сценарий не учитывает расходов на поддержку финансовой системы, говорит чиновник.

«[На поддержку банков] государство выделит столько средств, сколько будет нужно: это затратно, но цена стабильности выше», – заявил высокопоставленный правительственный чиновник.

Негативный сценарий Минэкономразвития предполагает снижение цены нефти до $50 за баррель, объем ВВП составит 47 трлн руб., его рост замедлится до 4,5%, рассказывает чиновник. Бюджет недосчитается более 2 трлн руб. нефтегазовых доходов, их объем сравняется с объемом нефтегазового трансферта (2,5 трлн руб.), подсчитал правительственный эксперт по бюджету, в этом случае использовать резервный фонд для финансирования дефицита бюджета (порядка 800 млрд руб.) нельзя: по Бюджетному кодексу это возможно только для пополнения недостающей величины нефтегазового трансферта. «Чем покрывать – непонятно», – озадачен эксперт.

Ненефтегазовый дефицит бюджета (500 млрд руб. в 2009 г.) финансируется в основном за счет внутренних займов, теперь это дорого, предупреждает чиновник Минэкономразвития. Роста внутренних займов не будет, говорит высокопоставленный чиновник правительства: не исключено, что придется менять Бюджетный кодекс, чтобы финансировать ненефтегазовый дефицит из резервного фонда. В нем сейчас 3,5 трлн руб., до конца года он пополняться не будет.

Ненефтегазовые доходы бюджета при снижении нефтяных цен до $50 будут меньше плановых в три раза – 4,1% ВВП, подсчитал экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров, это может вынудить правительство сократить и доходы, и расходы; 40% из них приходится на инвестпрограммы, их и пересмотрят в первую очередь.

К декабрю Минфин пересмотрит прогноз бюджетных доходов на 2009 г., говорит чиновник правительства, затраты на образование, здравоохранение, оборону, дороги сокращаться точно не будут, не исключен незначительный пересмотр инвестпрограмм.