Рецепт Сечина

Вице-премьер Игорь Сечин придумал, как снизить цены на керосин: авиационным и нефтяным компаниям нужно перейти на долгосрочные контракты и исключить посредников

Первой отреагировала «Газпром нефть». В пятницу она объявила о снижении оптовых цен на авиакеросин на 12% по всем вновь контрактуемым объемам. С августа отпускные цены НПЗ компании на авиатопливо снизились в среднем на 30%, сообщила она. «Роснефть», «Лукойл», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз» этому примеру пока не последовали, их представители от комментариев отказались. Зато Генпрокуратура сообщила, что поучаствует в проверке исполнения антимонопольного законодательства топливозаправщиками, поставщиками и производителями авиатоплива.

Президент Дмитрий Медведев с предложением согласился, а Сечин тут же доложил: «Была информация об отказе некоторых авиационных компаний от приобретения напрямую от нефтяников самолетного топлива <...> Вызывает удивление, когда предложение делается на 10% ниже рыночного, а получаем отказ от заключения долгосрочного договора». «Значит, схема какая-то, чтобы деньги зарабатывать в такой ситуации», – сделал вывод Медведев (цитаты по «Интерфаксу»).

Сечин участников «схемы» не назвал, а представители «Роснефти», «Лукойла» и ТНК-ВР затруднились это прокомментировать. Посредники предлагают более гибкие условия с отсрочкой и рассрочкой платежей, объясняет директор по развитию ИЦ «Кортес» Павел Строков. Нефтяники работают только по предоплате, что не устраивает перевозчиков, согласен гендиректор ТД «Топливное обеспечение аэропортов» Евгений Островский.

За день до встречи с Сечиным Медведев поручил вице-премьеру Сергею Иванову разобраться с ценами на керосин. «Еще несколько месяцев назад цена на нефть составляла $140 за баррель. Сейчас цена в два раза меньше. Это никак не отразилось на ценах на керосин. Ситуация просто безобразная», – заявил президент (цитата по kremlin.ru).

Строков предупреждает, что объявленного «Газпром нефтью» снижения цены может оказаться мало. ФАС считает справедливой ценой для внутреннего рынка европейскую цену за вычетом экспортной пошлины и транспортных издержек, напоминает он. Она, по данным ИЦ, составляет сейчас около 15 000 руб./т, тогда как средняя оптовая цена на московском авиаузле находится на уровне 24 500 руб./т. «Так что и сниженная на 12% цена «Газпром нефти» примерно на 6000 руб./т будет превышать ту, что ФАС считает справедливой», – заключает эксперт.

Авиакомпании обещают снижать цены на билеты. «В сентябре, когда керосин подешевел на 10%, мы понизили цены на билеты: на 3–5% – на внутренних рейсах, на 1,5% – в дальнее зарубежье», –напоминает представитель «Трансаэро» Сергей Быхал.