«В перспективе рост сохранится», - Карлос Таварес, исполнительный вице-президент Nissan

Исполнительный вице-президент Nissan Motor Карлос Таварес не сомневается в светлом будущем российского автомобильного рынка

1981

Принят на работу в компанию Renault, где сначала работал инженером на различных проектах

1998

Программный директор Renault, отвечающий за модельные ряды Megane и Scenic, затем за автомобили С-класса

2004

Перешел на работу в Nissan и стал вице-президентом в подразделении стратегии и планирования продукции

2006

С апреля 2006 г. – исполнительный вице-президент Nissan, курирующий корпоративное планирование, маркетинговые исследования, дизайн

Nissan Motor

автомобильный холдинг. Выручка – $94,6 млрд (финансовый год, закончился 31 марта 2008 г.). Чистая прибыль – $4,2 млрд. Объем продаж в мире в 2007 г. – 3,7 млн автомобилей, в том числе в России 116 498 автомобилей. Акционеры – около 40% принадлежит Renault. В следующем году альянсу Renault Nissan исполнится 10 лет. Руководит им президент обеих компаний Карлос Гон. В этом году Renault приобрела 25% акций «АвтоВАЗа», который тоже стремится стать частью альянса.

Россия стала для Nissan Motor рынком номер один в Европе, и в следующем году на заводе японской компании в Санкт-Петербурге начнется выпуск седана Teana, а потом и кроссовера X-Trail. Если серьезные коррективы в планы Nissan не внесет финансовый кризис (японская компания пока не собирается пересматривать свои прогнозы по продажам в нашей стране), количество ее проектов в нашей стране может вырасти. Ведь «АвтоВАЗ», ставший партнером альянса Renault – Nissan, уже смотрит как минимум на три площадки для сборки моделей альянса: в Удмуртии, Казахстане и на Дальнем Востоке. Последний регион Nissan видит для себя особенно привлекательным, рассказывает исполнительный вице-президент Nissan Карлос Таварес.

– Как вы считаете, скоро ли остановится рост российского рынка?

– Темпы роста замедлятся. Но в среднесрочной перспективе рост сохранится. Особенно на востоке страны. Там мы видим большой потенциал. Поэтому в ближайшие два года мы планируем расширить нашу сеть дилерских центров с нынешних 60 до 120.

– Cчитается, Россия в этом году может стать крупнейшим рынком в Европе, обогнав Германию. Вы это мнение разделяете?

– Да. Это возможно. Для Nissan российский рынок уже стал номером один в Европе, и я считаю, что у него еще есть большой потенциал. Я очень доволен тем, что мы пришли сюда в правильный момент с правильным продуктом.

– Какую долю Nissan на этом рынке хотела бы занимать?

– Мы не ставим себе лимитов. В 2004 г. мы продали тут 28 436 машин, в 2007-м – 116 498, а в этом планируем продажи на уровне 170 000 автомобилей.

– Кроме России, какие еще рынки Nissan считает наиболее важными в среднесрочной перспективе?

– Это два традиционных рынка – Япония (доля рынка Nissan в 2007 г. – 13,6%. – «Ведомости»), США (6,7%), а также Китай и Индия.

– Дата открытия завода Nissan в Санкт-Петербурге уже определена?

– Точная – пока нет. Но по плану завод должен быть запущен в начале 2009 г. Мы начнем с Teana, а с середины 2009 г. рассчитываем запустить в производство X-Trail.

– Президент Nissan Карлос Гон говорил, что на заводе может появиться и третья модель. Это еще актуально?

– У нас есть несколько сценариев развития производства в Санкт-Петербурге до 2012 г. Вы знаете, что изначальная мощность производства завода – 50 000 машин в год, но у нас есть возможности для расширения, однако все будет зависеть от рынка.

– Нет ли у вас планов построить второй завод в России? Руководство «АвтоВАЗа» уже говорило о том, что ищет площадку под модели Nissan на Дальнем Востоке.

– В рамках альянса с Renault мы рассматриваем различные варианты расширения производственных мощностей в России. Однако говорить о каких-то конкретных планах сейчас было бы преждевременно. Повторюсь – в конечном счете все будет зависеть от рынка.

– Расскажите о ваших планах по локализации. С кем-то из местных поставщиков контакты уже подписаны?

– Мы хотим локализовать производство так глубоко, как это возможно. Желательно в кратчайшие сроки. Сейчас ведем активные переговоры с поставщиками, но названия и цифры я вам пока сказать не могу. Объявления будут сделаны ближе к открытию завода в Санкт-Петербурге.

– У вас нет проблем с подбором кадров в Санкт-Петербурге, ведь там сразу несколько автопроизводителей работают. К тому же у Ford рабочие периодически бастуют...

– У нас огромный опыт создания производственных мощностей по всему миру. Мы знаем, как набирать людей, учить их работать. Я не нервничаю по этому поводу вообще. Если ты делаешь правильные вещи, получаешь хороший результат.

– Renault владеет 25% акций «АвтоВАЗа». Nissan сотрудничать с российским концерном будет? Говорилось, что речь может пойти даже о сборке ваших машин в Тольятти.

– У нас очень прагматичный подход. Любую возможность, которая будет иметь смысл, мы рассмотрим. Renault и «АвтоВАЗу» самим сначала надо решить, какие проекты они будут реализовывать вместе. Мы с Renault постоянно делимся информацией, своими планами. Но пока нам рано принимать решение [о сборке наших машин в Тольятти].

– Многие иностранные автоконцерны приняли решение о разработке специальных моделей для российского рынка. У Nissan нет таких планов?

– Если речь идет о машине на 100% для России, то нет. Я считаю, это неправильный подход. Мы живем в мире, где люди год за годом, месяц за месяцем стремятся жить лучше. Россия не исключение: здесь клиенты тоже хотят получать лучшее и современное. Так что нам просто надо продавать на этом рынке те машины, которые будут востребованы, и по правильной цене.

Компании Nissan, имеющей 70 машин в своем модельном ряду и планирующей в течение пяти лет запустить еще 60 новых (это практически каждый месяц по машине), я думаю, всегда будет что предложить российскому рынку. Другое дело, что мы, естественно, стараемся учитывать климатические условия страны, вкусы местных покупателей.

– На Московском автосалоне вы показали концепт электромобиля Cube EV. Расскажите о других «зеленых» разработках Nissan.

– Я уверен, что через 3–5 лет мы увидим кардинальные изменения с точки зрения источников энергии для автомобилей. Но для этого нужно разрабатывать технологии уже сейчас. Nissan хочет стать лидером в сегменте машин с нулевыми выбросами и к этому готовится. Мы уже создали отдельную компанию, которая будет производить литий-ионные батареи [СП с NEC Corporation]. К 2010 г. мы готовим к запуску новый электромобиль EV. Мы планируем представить его сначала в США и Японии. В Москве мы уже показали Infiniti FX с новым двигателем, с более низким расходом топлива.

– Почему Nissan считает более важным уделять внимание разработке электромобилей, нежели гибридов?

– Nissan стремится к тому, чтобы получить нулевой выхлоп от деятельности автомобилей, а гибриды не обеспечивают его. Поэтому мы прилагаем максимум усилий к тому, чтобы создать автомобиль, который будет отличаться нулевым содержанием вредных примесей в выхлопах. К тому же у нас в этой сфере большой опыт. Первый электромобиль Nissan появился более 50 лет назад, в 1947 г. Он назывался Tama Electric Vehicle. Также компания первой в мире представила литий-ионную батарею на автомобиле Prairie Joy EV в 1996 г. А в последние годы компания показала сразу несколько концептуальных электромобилей, таких как Mixim, Pivo-1 и -2, Denki Cube (denki означает по-японски «электрический») и Nuvu на последнем Парижском cалоне.

– Мне очень нравится Pivo-2. Ваши дизайнеры и инженеры действительно думают, что машины будут такими в будущем?

– Мы разрабатываем целый портфель продуктов. Pivo-2 – это всего лишь один из кусочков этого пазла. Когда появятся другие и картинка сложится, вы поймете, к чему мы идем.