Чемпионы прогресса

Тысячу международных компаний с самыми большими исследовательскими бюджетами назвали консультанты Booz & Co. Единственный представитель России в этом списке – «Газпром»

Расходы других российских компаний на исследования и инновационные разработки еще меньше. Согласно консолидированной отчетности за 2007 г. АФК «Система» потратила на исследования $50,6 млн (0,38% от выручки), «Ситроникс» – $44,8 млн (2,77%), ГАЗ – $19,5 млн (0,31%), «АвтоВАЗ» – 469 млн руб. ($19,1 млн, 0,25% от выручки).

Ежегодное исследование глобального рынка инноваций и разработок в международной компании Booz & Co. (до 2008 г. входила в Booz Allen Hamilton) проводится в четвертый раз. В 2007 г., утверждают консультанты, международные компании продолжали агрессивно инвестировать в разработку новых технологий. Cовокупный исследовательский бюджет 1000 крупнейших мировых компаний за год вырос на 10% и достиг $492 млрд.

На первом месте в списке Booz – японская Toyota, потратившая на исследования и разработки в 2007 г. более $8 млрд. У южнокорейской компании Dongbu Hiteck, попавшей на 1000-е место, – всего $53 млн.

Из второй сотни

Единственная российская компания, попавшая в список, – «Газпром» – на 159-м месте. По данным Booz & Co., в 2007 г. «Газпром» потратил на исследования $605 млн, или 0,6% выручки ($93,4 млрд). Согласно консолидированной финансовой отчетности ОАО «Газпром» расходы на исследования и разработки в 2007 г. выросли на 18% и составили 15 486 млн руб.

Цель «Газпрома» – повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. А значит, компания и впредь будет инвестировать в НИОКР, отметил представитель «Газпрома». На вопросы, как будет изменяться исследовательский бюджет и какое влияние на него может оказать финансовый кризис, отвечать в «Газпроме» отказались.

Где исследуют

Подавляющее большинство (91%) компаний, вошедших в список, ведут исследования за пределами стран, в которых расположены их штаб-квартиры, отмечают в Booz & Co. Для российских компаний это пока не характерно. «Газпром» размещает заказы на исследования преимущественно в России, рассказал представитель компании.

Специализированных научных центров и лабораторий за рубежом у корпоративного центра АФК «Система» нет, говорит представитель АФК. Разработки для индийских активов холдинга ведет компания «Интеллект телеком».

Лишь в «Ситрониксе» примерно половина бюджета на НИОКР тратится за рубежом, отметил директор департамента новых продуктов компании Владислав Соколов. В Чехии компания Sitronics Telecom Solutions занимается разработкой билинговых систем, а в Греции Infrakom Telekom ведет исследования в области систем беспроводного доступа. Вся микроэлектроника разрабатывается в России, в ОАО «НИИМЭ и Микрон», говорит Соколов.

К чему ведут вложения

Как отмечают в Booz & Co., им не удалось обнаружить статистически достоверных доказательств того, что увеличение вложений в R&D приводит к росту финансовых показателей компаний. Зато, как утверждают консультанты, компании, которые инвестировали более 60% своего R&D-бюджета за рубежом, показывают более высокие финансовые результаты по операционной прибыли, темпам роста капитализации и др. Более того, капитализация компаний, которые тратят непропорционально высокую долю бюджета R&D за пределами своих основных рынков, растет на 50% быстрее средних показателей по выборке.

Европейские страны догоняют США и это любопытно, рассказал вице-президент и руководитель московского офиса Booz & Co. Штеффен Лайстер. В абсолютном выражении затраты на R&D в Европе выросли на 12% (в США – на 9%, в Индии и Китае – на 22%). Но, как и в прошлом году, 95% исследовательских бюджетов приходится на американские, европейские и японские компании.

Высокое положение автомобильных компаний нисколько не удивляет Лайстера. Идет очередная волна трансформации отрасли, говорит он. В середине 80-х автогиганты предлагали всего по нескольку моделей, а затем это число резко возросло. Автопроизводителям пришлось в корне пересмотреть производственные модели. Сейчас компании инвестируют в новые поколения двигателей (гибридные, электрические), а для их производства могут понадобиться не только новые производственные мощности, но и совершенно новые материалы, поясняет он.

В Booz & Co. внимательно следят за российским рынком и не исключают, что в следующем году присутствие российских компаний в списке расширится. Основная сложность, по словам Лайстера, заключается в том, что во многих случаях за исследования в России платит государство. А консультанты Booz & Co. исследуют лишь частные инвестиции международных компаний.