Новинки книжных развалов


Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса

Джеффри Пфеффер, Роберт Саттон

М., Эксмо, 2008. 384 с.

Пусть читателя не слишком интригует название: американские профессора Джеффри Пфеффер и Роберт Саттон не изобретают очередную великую теорию. «Наша цель состоит не в разборе конкретных авторов или идей, а в том, чтобы помочь менеджерам стать более грамотными потребителями и поставщиками деловой информации», – пишут они.

Даже если авторы немного лукавят, никто из читателей не будет оспаривать тот факт, что «любой менеджер, консультант или кризисный управляющий, пытающийся найти информацию о ценном опыте внедрения управленческих инноваций, будет немедленно погребен под ворохом неверных и неточных историй или рекомендаций».

Профессора напоминают, в частности, что с 2001 по 2005 г. в каждом февральском номере Harvard Business Review публиковался список «революционных идей для современного бизнеса», характеризовавшихся как «смелые и будоражащие воображение». Понимание того, как шустро появляются такие идеи, приходит, когда сами авторы описывают опыт сотрудничества с журналом по теме премирования и заявляют: «редакция журнала не поощряет авторов делать сноски» и «вообще не поощряет упоминание в статьях предыдущих работ

на эту тему». Утаивание настоящих авторов идей, судя по книге, происходит постоянно. Пфеффер и Саттон приводят слова уважаемого теоретика менеджмента Джеймса Марча о том, что «большинство заявлений об оригинальности и неповторимости свидетельствует лишь о невежестве авторов, а большинство заявлений об уникальной эффективности – об их высокомерии».

До недавнего времени схожие идеи бурлили на фондовом рынке, где, по мнению авторов, «эффект от использования достоверной фактической информации даже больше, чем если она применяется для управления организацией». И вряд ли, судя по книге, на этом рынке скоро наступит оживление. «В сфере управления, – пишут авторы, – копирование новшеств происходит медленнее и менее эффективно, отчасти потому, что используется неформализованный опыт и при этом требуется недюжинный талант организатора, а отчасти потому, что надо знать не только что, но и как делать».

Книга не только об управленческих идеях. В ней немало точных наблюдений, портретных зарисовок. Вот, например, типичный портрет топ-менеджера Нью-Йоркской фондовой биржи. «Подчиненные, не оправдавшие его ожиданий, подвергались жестоким разносам, – пишут они о бывшем председателе совета директоров биржи Ричарде Грассо. – Усадив жертву в кресло, Грассо буквально выплескивал на нее ведро яда». Читаешь и ловишь себя на злорадной мысли: «Поделом».