Финансовый кризис и банки: Экономика оттока


Государственная дума приняла законопроект о предоставлении гарантий по вкладам населения до 700 000 руб., что отражает желание властей уменьшить беспокойство вкладчиков относительно сохранности их вкладов в банках. Тем не менее кто-то бросился закрывать депозиты и покупать наличные доллары. В ответ на это некоторые банки ввели ограничения на досрочное закрытие вкладов. Несколько банков предпочли быть проданными. Важно, что сообщений о реальных потерях денег вкладчиками не было, а перечисленные поступки граждан часто были основаны на некой информации о проблемах у отдельных банков, о грядущей девальвации и других катаклизмах. Так бывает, когда резко меняется режим существования финансовой системы страны, и отношение регулятора к применению надзорных мер к банкам становится ключом к сохранению стабильности и работоспособности финансовой системы страны в новых условиях.

Сначала о банках. Каковы должны быть действия регулятора в отношении банков? Какую роль отводит им регулятор в кризисных условиях? Как он их различает? Среди примерно 1000 российских банков, принимающих депозиты населения, можно выделить три группы:

банки, которые исходя из состояния своего капитала и качества баланса на данный момент являются состоятельными и, готовясь к кризису, приняли ответственные меры по поддержанию ликвидности своего баланса в условиях денежного сжатия;

банки, которые на начало кризиса имели достаточный капитал, более или менее здоровый баланс, но, надеясь на лучшее, не уделяли достаточного внимания управлению ликвидностью своего баланса и поэтому уязвимы при набегах вкладчиков;

банки, состояние капитала и качество баланса которых не позволит большинству из них пройти через жернова кризиса.

Банки первой группы должны работать и кредитовать предприятия, получив от ЦБ доступ к рефинансированию на постоянной основе и по рыночным принципам. Другими словами, часть средств, выделенных на поддержку всей банковской системы, необходимо предоставлять на межбанковских аукционах рефинансирования, проводимых по регулярному и заранее объявленному графику, для всех банков первой группы на равных условиях, включая государственные, без установления индивидуальных лимитов. Общий объем рефинансирования на аукционе должен определяться исходя из соответствия процентной ставки, складывающейся на аукционе, целевой ставке Центрального банка. Целевая ставка процента ЦБ сегодня должна учитывать положение на европейском денежном рынке. Если ставка процента будет ниже, то отток ликвидности с отечественного на европейский денежный рынок по линии финансового сектора продолжится и кредитное сжатие преодолено не будет.

Цель предоставления рефинансирования – разблокировать кредитный рынок, заставить вновь заработать кредитный мультипликатор, подтолкнуть банки первой группы к более активным действиям на межбанке и к возобновлению кредитования целевой клиентуры. С макроэкономической точки зрения этот шаг тоже полезен. Он поможет хотя бы частично преодолеть чрезмерное денежное сжатие, которое мы наблюдаем сегодня из-за резкой смены направления движения капитала.

Банки второй группы должны получить специальную временную поддержку ликвидности, которая может идти в виде кредитов от государственных или негосударственных банков первой группы, получивших специальную поддержку от государства. Если, имея эту поддержку, ситуацию удастся выправить, то банки второй группы продолжат свою деятельность, присоединятся к первой группе, а их вкладчикам не придется волноваться. Если помощь не сработает или не будет предоставлена, то банки этой группы будут неплохим объектом для поглощений, национализации или, по крайней мере, ликвидированы без существенных потерь для кредиторов и вкладчиков.

К проблемам банков третьей группы должно подключиться АСВ – Агентство по страхованию вкладов – в качестве института по санации несостоятельных кредитных учреждений.

Как сепарировать банки

Располагая огромным объемом информации, Банк России имеет представление о качестве объявленного капитала каждого банка, о состоянии баланса и при желании может использовать этот аргумент при допуске банков к аукционам, с тем чтобы снизить риски потерь использования публичных фондов. Возможно, некоторые банки фальсифицируют отчетность. Безусловно, по этой причине существует риск принятия ошибочных решений, но такой риск надо брать на себя и принимать административные решения, опираясь на безальтернативность государственных фондов как источников пополнения ликвидности. Если аукционы будут гласными и будут сопровождаться публичным раскрытием информации о предложенных каждым банком процентных ставках и объемов привлечения, то это тоже поможет сепарации банков. Совместная работа крупнейших, в первую очередь государственных банков с регулятором может оказаться достаточно эффективной для поддержки здоровых региональных и даже столичных банков, не слишком хорошо управлявших ликвидностью своего баланса. Первые примеры такого сотрудничества мы уже видели.

Наконец, надо подключать АСВ к работе с банками, по которым Банк России затягивает с отзывом лицензии. Для этого необходимо оперативно усилить кадровый состав агентства в части специалистов по санации проблемных банков.

Четкие и решительные действия властей по отзыву лицензий с оперативным возвратом гарантированных вкладов, а также поддержка потенциально здоровых банков и рефинансирование банков, которые составят будущее отечественной банковской системы, быстро повысят доверие к банковской системе. Эти действия, пусть и несущие в себе риски потери части публичных фондов, гораздо лучше, чем нынешняя непрозрачная ситуация, сложившаяся в секторе банковских услуг.

Проявить твердость

Можно выделить три объективных фактора оттока: а) возврат внешних долгов отечественными компаниями без каких-либо шансов их рефинансировать; б) сокращение выручки от экспорта в основном из-за падения цены на нефть; в) высокий спрос на ликвидность у западных банков. Первые два фактора чисто макроэкономические и, скорее всего, до завершения глобального кризиса сохранят свое негативное воздействие на платежный баланс страны. Их эффект можно оценить. Наша оценка представлена в таблице. В своих расчетах мы исходили из предположения, что среднегодовая цена нефти Urals составит $70 за баррель, а курс рубля к доллару останется стабильным.

Итак, экономические факторы говорят нам, что отток капитала неизбежен, но сомневаться в достаточности международных золотовалютных резервов и устойчивости рубля при текущих условиях не приходится. Безусловно, фактор спекулятивных атак на рубль, а также традиционная склонность наших граждан покупать доллары и прятать их под подушку по любому тревожному поводу может уменьшить запас золотовалютных резервов в больших масштабах, чем это принято в расчетах. Но чтобы этого не произошло, монетарным властям стоит проявить твердость. Центральный банк при установлении ставки рефинансирования должен учитывать уровень и тенденции ставок международных денежных рынков, а государственные банки – повысить ставки по рублевым депозитам, тогда отток капитала из страны на международный денежный рынок, составивший, по нашим оценкам, сегодня не менее $20–25 млрд, прекратится. Желание граждан покупать доллары страны, которая безответственной денежно-кредитной политикой разрушила свою и международную денежную систему, быстро исчезнет. Сегодня, когда в области денежно-кредитной политики действия российских властей выглядят на порядок трезвее и надежнее, чем в США, покупка доллара сродни игре в рулетку.